Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Курсы валют
Услуги
Страхование
Журнал
Еще
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Как ломбардам работать эффективно?

Юрий Муранов
Главный редактор

В Екатеринбурге, 9 октября состоялась конференция на тему «Рынок ломбардов: как эффективно работать в новых условиях?» Ломбарды собрались в столице Урала, чтобы обсудить самые горячие вопросы рынка. У руководителей ломбардов была возможность напрямую задать вопрос мегарегулятору, уточнить моменты по заполнению отчетности, которую компании обязаны сдавать ежеквартально. Кроме того, перед участниками форума выступили коллеги, которые предложили варианты развития бизнеса, повышения его эффективности: современное ПО для ломбардов, открытие на площадке ломбарда точек по выдаче беззалоговых займов  (совместно с МФО), фондирование от МФО по спецпрограмме, системы безопасности, возможности продажи не востребованных залогов "оптом", по выгодной цене.

Клиентов у ломбардов прибавилось

Открыл конференцию Алексей Лазутин, президент ассоциации «Национальное объединение ломбардов». Он озвучил основные цифры, касающиеся рынка. По его словам, в  настоящее время 10% населения страны пользуются услугами ломбардов. Из 8 700 зарегистрированных юридических лиц, реально работают на рынке 4 500. В России насчитывается более 10 000 точек выдачи залоговых займов. Более 50% участников рынка - это микропредприятия. 90% выдают займы под залог золотых изделий. Совокупный портфель займов  по итогам 1 квартала 2015 года - 35 млрд. рублей.  Средний заем в ломбарде - около 6 000 рублей.

Рынок ломбардов растет, причина - снижение доступности потребкредитов в банках и  микрозаймов в МФО. Дело в том, что наши коллеги выдают беззалоговые займы, у них велики риски невозвратов. На фоне роста просрочки, они более тщательно выбирают клиентов. Ломбарды специализируются на залоговых займах, кредитные риски здесь стремятся к нулю. Кроме того, ломбарды выдают деньги не только по паспорту, но и по другим документам, удостоверяющим личность, которые не примут в банке. Это может быть удостоверение моряка или офицера, вид на жительство или разрешение на временное проживание для иностранных граждан, удостоверение беженца или вынужденного переселенца. Тем самым ломбарды расширяют базу клиентов и одновременно снижают социальную напряженность. На мой взгляд, рост рынку обеспечат рост стоимости золота на товарных рынках, девальвация рубля, снижение доступности займов в банках, улучшение операционного управления современных ломбардов. В 1 квартале мы наблюдали рост в 30%, по итогам года это могут быть все 100%. Алексей Лазутин, президент ассоциации «Национальное объединение ломбардов»

Пишите письма

Об основных нарушениях принятых норм со стороны ломбардов рассказала Наталья Мокшина, начальник отдела контроля и надзора  за деятельностью МФО, кредитных кооперативов и ломбардов. Она отметила основные нарушения: отсутствие организации по адресу регистрации, что приводит к тому, что ломбард не получает писем от регулятора, отсутствие страхования заложенного имущества, нарушения требований закона к наименованию ломбарда, несоблюдение ограничений по ставкам, нарушения закона  «О потребительском кредите займе», нарушение порядка и сроков сдачи отчетности в ЦБ, неисполнение предписаний. Вопрос об отсутствии договоров страхования залогов вызвал бурную реакцию у представителей ломбардов.

Из зала звучали вопросы: «Как застраховать, ели страховщики отказываются это делать?». На что Наталья Мокшина ответила, что о проблеме в ЦБ знают, со страховщиками  проводится разъяснительная работа. Уже есть компании, готовые оформлять договоры с ломбардами. Но поскольку их мало, ЦБ готов в настоящий момент принимать от ломбарда пояснения. Отдельным приложением или в конце отчетности в качестве примечания, необходимо написать о том, какие меры были приняты, чтобы исполнить требование о страховании залогов. Перечислить, в какие компании было сделано обращение и где  получен отказ. «Еще никого за отсутствие договора страхования не оштрафовали, скорее, здесь нам нужна обратная связь от участников рынка». Но игнорировать графу в отчетности, касающуюся договора страхования нельзя: либо номер договора, либо пояснение, по какой причине его нет.

Фондирование для ломбарда

Новый кредитный продукт для ломбардов, который скоро выйдет на рынок, презентовал  Игорь Плюснин, коммерческий директор компании «Финотдел». По его словам, это еще «пилот», поэтому мнения участников конференции  готовы принять к сведению. Кратко - компания выводит на рынок специальный кредитный продукт  для ломбардов, как для субъектов малого бизнеса. Заем  будет предоставляться быстро, лояльно с точки зрения документов, ставка будет ниже, чем по потребительским займам (ориентировочно от 17,5% годовых).

Банки не рассматривают ломбарды, как малый бизнес. Помогать составлять бухгалтерскую отчетность там не станут. Рассматривать выдачу 300 тысяч в качестве займа для бизнеса - тоже.  Для получения займа требуются залоги, поручительства.  «Финотдел» имеет опыт работы именно с микробизнесом.   ИП и небольшие ООО, которые нуждаются в срочных займах для пополнения оборотных средств и развития, обращаются за займами и получают их без волокиты. Если нам нужен какой-то документ от компании, мы помогаем его сформировать, затем его анализируем. Кстати, в дальнейшем компания сможет обратиться в банк с данными документами и уже сформированной кредитной историей. То есть МФО становится для предпринимателей «мостиком» для кредитования в банках. Игорь Плюснин, коммерческий директор компании «Финотдел»

Спокойствие, господа. Это ограбление!

Участники конференции обменялись своим опытом в области организации безопасности бизнеса. Ломбарды выдают займы наличными, причем более 80% - это ссуды под залог золотых украшений. Не выкупленные залоги зачастую  продают тут же, организуя витрины. В кулуарах руководители ломбардов рассказывали друг другу истории о том, как грабят эти витрины. Есть у нас и охрана и тревожная кнопка, но порой реагировать мгновенно не получается. Это не классические ограбление, когда врываются люди в масках и заставляют всех лечь на пол и методично забирают, что подороже.  В жизни -  просто забегают, разбивают витрину, хватают что под руку придется и тут же выскакивают из зала.

«Ломбарды сейчас ставят бронированные витрины, но и их умудряются разбивать. У нас был такой случай, правда, фирма, которая гарантировала качество витрины, затем возместила ущерб, но факт остается фактом - нет кредитных рисков, есть риски ограблений», - такой информацией поделилась руководитель одного из уральских ломбардов с журналистами в неформальной беседе.  Собственно, это одна из ниш для тех, кто специализируется на безопасности.

Компания PROTECT, предложила решение проблемы в виде генератора тумана. Генератор выпускает густую завесу тумана за 10-15 секунд. Это дезориентирует грабителя. В описанных выше случаях, когда преступление не готовится тщательно, это даст фору охраннику. Сотрудник ломбарда и в слепую будет ориентироваться в помещении лучше злоумышленника, который «заскочил на минутку» за украшениями. Появится несколько секунд для того, чтобы воспользоваться замешательством грабителя и его скрутить. Но, порой, сотрудники приносят  ущерб предприятию, сравнимый с ограблением. К рискам  ломбардного бизнеса можно отнести операционные риски (низкая квалификация товароведов, мошенничество персонала, использование устаревшего ПО). И остаются риски регуляторные, о которых много говорили на конференции (несоблюдение всего спектра требований регулятора, новации, которые принимаются без учета мнения участников рынка).

Пора готовиться к вступлению в СРО

Для того, чтобы мнение участников было учтено, ломбарды готовятся организовать СРО. Пока что участие в саморегулируемых организациях для них добровольное. Но можно предположить, что по аналогии с МФО и КПК, не за горами тот момент, когда регулятор сделает ломбардам предложение о саморегулировании, от которого будет нельзя отказаться. К счастью для ломбардов, процесс пойдет не по пути недавно принятого закона о СРО на финансовых рынках, а по общему закону о СРО. У участников рынка есть возможность все сделать без спешки, объединить существующие ассоциации и некоммерческие партнерства, выработать собственные стандарты деятельности.

В адрес регулятора при этом прозвучала похвала - там прислушиваются к мнению профессионалов, не стремятся всех стричь «под одну гребенку», нацелены на прозрачность, но без явных репрессивных мер. «У нас получается вести диалог с регулятором», - отметил Алексей Лазутин. Форум был организован «Национальным объединением ломбардов», при поддержке Национального партнерства  участников микрофинансового рынка (НАУМИР), компаний «Триал Групп», «КЛИО», «Algo Ritm».

Реклама. Подробнее о рекламодателях по ссылкам в предложениях на странице.