Ценность сервисов Бюро кредитных историй
Владимир Цыганов, руководитель группы по развитию продаж бюро кредитных историй EQUIFAX (Эксвифакс) рассказывает об уникальных сервисах для МФО, помогающих снизить кредитные риски.
- Чем вы отличаетесь от конкурентов? Ведь сегодня многие ваши коллеги работают с сегментом МФО, предлагая пакетные недорогие решения по оценке заемщиков и передаче данных в бюро.
- Что касается МФО, у нас есть уникальный продукт «Скоринг для МФО 2.0». Внутри него две скоринговые карты. Особенность данной скоринговой модели в том, что она учитывает нюансы в «портрете заемщика». Клиенты МФО не однородны, есть отличия между людьми, которые берут займы на долгий срок и с регулярным погашением и теми, кто предпочитает «займы до зарплаты». На рынке сейчас предлагаются решения для МФО, которые позволяют отделить хороших клиентов от плохих (условно), но без учета особенностей продукта. Наша система, как уже было отмечено, настроена более тонко, с учетом имеющихся различий.
Мы уже давно увидели корреляцию эффективности, если эти две категории клиентов разделять. Эта модель показывает большую эффективность для микрофинансовых организаций. Многие МФО сегодня подключают эту модель.
Есть у нас и традиционные предложения для МФО: кредитные отчеты (основной продукт), система онлайн-идентификации. Также у нас есть продукт, который пользуется наибольшим спросом у банков, так как изначально был создан для борьбы с мошенничеством в банковской сфере, а сейчас мы его предлагаем и МФО – система FPS. Смысл в том, что можно отследить в заявках на кредит признаки мошенничества. Расшифрую. Есть определенная база данных, куда сливаются все заявки от крупных банков, крупных МФО. Когда заявка туда попадает, система ищет похожие заявки и сравнивает их. Она находит человека, кому принадлежит заявка. Если заемщик указывает в одной заявке одну информацию, а в другой – другую, например, «путается в показаниях» на счет основного места работы или размера зарплаты, система обращает на это внимание. Не обязательно данный человек мошенник, но «звоночек», некий знак для того, чтобы дополнительно проверить заемщика имеется. Эта система сейчас тестируется, подстраивается под МФО и в скором времени, мы планируем, массовое подключение к данному сервису со стороны наших клиентов из числа микрофинансистов.
В рамках сервиса FPS, у нас активно развивается продукт «Биометрия». Если компания фотографирует своих заемщиков на местах, то можно с помощью нашего продукта отследить так называемых «переклейщиков». Это мошенники, которые крадут паспорта и вклеивают свое фото в чужие документы. Система отлавливает такие моменты. Это тоже вещь уникальная, как и «Скоринг для МФО 2.0». Конкуренты, я знаю, разрабатывают похожие продукты, у нас это уже работает.
Цены на наши сервисы доступны для МФО. Я так скажу, «поймав» одного недобросовестного заемщика, можно окупить 6 месяцев пользования сервисом. Доступно, на мой взгляд, даже небольшим компаниям.
К нашим сервисам подключены более 1000 МФИ, причем, они не только передают сведения о заемщиках, чтобы соблюсти закон, обязывающий микрофинансистов подключаться к БКИ, но и запрашивают сведения о клиентах, используя полученную информацию для оценки заемщиков. Это я говорю о тех, кто реально хотят продолжить работу на рынке. Такие МФО понимают ценность обмена данными с БКИ, ведь передавая данные и накапливая, они могут улучшить качество кредитного портфеля. Мы помогаем МФО снижать риски. Можно сказать, что отрасль меняется. Из нее уходят «мутные» клиенты, в том числе благодаря сервисам Бюро кредитных историй, позволяющих проводить качественную оценку заемщиков МФО.