Клиенты МФО стали использовать займы эффективнее
Потребительское поведение заемщиков МФО изменилось к началу осени. Теперь они ведут себя осторожнее, запрашивают необходимые суммы и полностью их выбирают. Эта стратегия делает такие микрозаймы для компаний более прибыльными.
Исследователи онлайн-сервиса Мани Мен проанализировали динамику по займам до 30 000 рублей сроком до месяца. По их данным, к осени клиенты микрофинансовых компаний начали выбирать до 82,5% от одобренной суммы займа. Последний раз такое было во время пандемии в 2020 году.
По словам генерального директора экосистемы Unicom Дмитрия Африканова, с лета заемщики запрашивали в среднем от 20 000 до 24 000 рублей.
Сотрудники компаний связывают этот всплеск с ужесточением оценки платежеспособности заемщиков и повышением потребительской активности на фоне геополитики. Кроме того, средний чек одобряемой суммы уменьшается в течение всего года. Если зимой 2022 года он составлял 10,45 тысячи рублей, то к осени снизился до 10,17 тысячи рублей.
С августа заемщики микрофинансовых компаний начали склоняться к сберегательной модели, но полностью отказаться от микрозаймов они не могут. Об этом наглядно говорят следующие цифры:
- На октябрь 2022 года база клиентов микрофинансовых организаций насчитывает более 7 000 000 человек
- В августе 2022 года россияне взяли 2,75 млн микрозаймов, в сентябре — 2,59 млн
При высокой инфляции в 13% и сложностях при оформлении кредита в банках или займа в микрофинансовых компаниях россияне стремятся эффективнее использовать имеющиеся ресурсы, в том числе и заемные.
Практика МФО показывает, что заемщик обращается за конкретной суммой, которая ему нужна, и полностью ее выбирает. Например, если клиенту нужно 10 000 рублей, и компания одобрила ему эту сумму, он возьмет все деньги.
Что касается рисков для МФО, по мнению коммерческого директора МФК «МигКредит» Марата Аббясова, выбор одобренных лимитов не угрожает стабильности микрофинансовых компаний.
Перед принятием решения по займу финансовую историю клиента тщательно проверяют, и если компания одобряет ему запрашиваемую сумму, она готова выплатить ему займ в полном объеме, так как знает, что клиент сможет его вернуть.
При этом осознанное отношение клиентов к займам выгодно для микрофинансовых компаний. Ведь чем больше суммы выборки по одобренным займам, тем больше процентов получат МФО.
В другой ситуации, когда клиенты выбирали меньшую сумму, они выплачивали меньше процентов, при том, что компания несла издержки на предоставление займа, маркетинг и оценку платежеспособности клиента.
Источники: Коммерсантъ, НБКИ