Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Рынок микрофинансов нацелен на онлайн-формат и развитие конкуренции

В 2019 году рынок микрофинансирования вырос на 20% и в денежном выражении достиг 220 миллиардов рублей. Каковы будут показатели текущего, 2020, года будет известно только в начале следующего. Об этом в своем интервью рассказала информационному финансовому порталу Zaimtime гендиректор сервиса кредитования MoneyMan Ирина Хорошко. Разговор коснулся разных сторон деятельности микрофинансовых организаций, начиная с того, какое влияние на рынок оказали последние законодательные изменения и заканчивая возрастной структурой клиентской базы.

Перспективы онлайн-займов

Сегодня онлайн-займы составляют около половины всех выдач. Эксперт прогнозирует, что по итогам 2020 года доля этого сегмента в денежном эквиваленте достигнет около 100 миллиардов рублей, а число удаленно заключенных договоров приблизится к 7 миллионам. Тенденция перехода клиентов в онлайн-сегмент наблюдается уже сегодня, это отметили и в Банке России. Аналитики ожидают, что к 2021 году каждый второй заем будет выдан дистанционно.

Сектор МФО, который и в настоящее время является зачастую даже более технологичным, чем многие солидные кредитные организации, будет и дальше развиваться в этом направлении. В частности, именно в микрофинансировании первым был внедрен и сейчас активно используется удаленный скоринг (особая методика оценки кредитоспособности клиента на основе статистических данных).

О конкуренции внутри сегмента

По данным на середину июля в России насчитывается 36 микрофинансовых и более 1,6 тысяч микрокредитных официально зарегистрированных компаний (МФК и МКК). Несмотря на численное преимущество, МКК не смогли опередить МФК по числу удаленно оформленных займов. Хотя для среднестатистического потребителя разница в аббревиатурах особого значения не имеет, на самом деле эти компании существенно различаются. И МКК, и МФК являются разновидностью МФО, то есть специализируются на микрофинансировании.

Но к микрофинансовым компаниям (МФК) предъявляются более строгие требования от регулятора, в частности, по размеру капитала, так как этим компаниям разрешено принимать займы от населения. Где речь о деньгах граждан, там всегда присутствует более строгий государственный надзор. МКК могут принимать в качестве инвестиций только деньги от юридических лиц. Как правило, МФК - это крупные игроки, высокотехнологичные. Не смотря на то, что их число уступает МКК, именно они выдают львиную долю займов. Конкурировать с ними “малышам” довольно сложно.

По мнению Хорошко, конкуренция будет возможна только при наличии надежных источников финансирования. Банки денег не дают, средства от физиков привлекать нельзя, остаются деньги учредителей, но это источник, который быстро иссякает. Фонирование остается самой острой проблемой для МКК. Если ситуация изменится, МКК найдут источники финансирования, они смогут стать достойными соперниками для более крупных собратьев. Пока на рынке не более двух таких игроков.

Влияние законодательных изменений

Наиболее ощутимо сказались на состоянии рынка ограничения, касающиеся размера процентной ставки и максимальных начислений по микрозаймам. В результате многие МФО приостановили или прекратили свою деятельность.

В январе 2020 года ЦБ ввел ограничения, согласно которым любые иные начисления не могут превышать размера заимствованных средств в полтора раза, к тому же микрофинансисты присоединились к институту финансового омбудсмена. Это значит, что перед подачей иска МФО потребитель обязан сначала обратиться к общественному примирителю, услуга для клиента - бесплатна. Для МФО это определенная нагрузка. Если учесть предыдущие многочисленные законодательные новации, нацеленные на “чистку” рынка, можно предположить, что по причине высокой регуляторной нагрузки рынок будет и дальше сокращаться. И первыми с рынка будут уходить мелкие игроки. Уже сегодня одной из причин закрытия компаний является “самоликвидация”. Некоторые МФО осознают, что не имеют ресурсов и компетенций, чтобы вписаться в установленные рамки. 

Портрет онлайн-заемщика

Хорошко отметила, что средний возраст тех, кто для получения займа предпочитает использовать дистанционные технологии, ниже, чем у клиентов, лично посещающих офис. Однако возрастная планка постепенно повышается. И если раньше средний возраст онлайн-клиентов составлял 20 – 30 лет, то теперь он колеблется в пределах 23 – 35. Эксперт видит причину этого в ужесточении условий договоров в банках, что подталкивает взрослых заемщиков в новый формат кредитования.

Гендиректор MoneyMan, основываясь на статистике, составила приблизительный портрет онлайн-заемщика. Это мужчина чуть более 30 лет, имеющий высшее образование и ежемесячный доход от 40 тысяч рублей.

Что же касается территориального признака, то это, скорей всего, житель мегаполиса. По данным 2019 года 70% займов пришлось на крупные города. Но благодаря тому, что удаленное оформление позволяет брать займы из любого населенного пункта, доля жителей небольших городов и сел среди онлайн-клиентов будет расти. В целом, эксперт считает, что рынок склонен к консолидации. Онлайн-сегмент будет расти быстрее офлайна, небольшие игроки именно за счет этого формата смогут занять свою нишу.