МФО Zaimo.ru: в 2014 году индекс кредитного доверия падал, а рынок микрофинансирования рос
Согласно последнему исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), которое было проведено в начале декабря 2014 года, россияне считают нынешнее время неподходящим для кредитования. Так, индекс кредитного доверия, то есть оценка, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для кредитования, продемонстрировал отрицательную динамику и опустился с 34 пунктов в III квартале 2014 года до 27 пунктов в IV квартале. Индекс строится на основе вопроса, который задается респондентам: «Как Вы думаете, сейчас хорошее время, чтобы брать кредиты, или нет?». На протяжении 2014 года отмечается снижение доли позитивного ответа на этот вопрос(с 23% во III кв. до 16% IV кв. 2014 года) и рост отрицательных (с 63% до 74%, соответственно). Интересным является и тот факт, что текущее значение индекса кредитного доверия совпало со значением, которое было получено в IV кв. 2009 г. и составляет 27 из 90 возможных пунктов. Другим выводом исследования стал тот факт, что на сегодняшний момент экономят около трех четвертей россиян (77%):
- 56% постоянно урезают себя в расходах (среди малообразованных – 77%, среди людей пенсионного возраста – 73%)
- 21% начали это делать лишь пару месяцев назад
На основании этих данных можно сделать вывод, что в кризисных ситуациях россияне привыкли полагаться только на себя и не желают брать на себя долгосрочные кредитные обязательства. С другой стороны, как показывает исследование, проведенное рейтинговым агентством Эксперт-РА рынок микрофинансирования вырос в 2014 году на 40%. Это означает, что несмотря на снижение кредитного доверия в целом, население заинтересовано в краткосрочных займах. Эксперты прогнозируют, что рынок микрофинасирования будет продолжать расти и до конца 2017 года ожидаемый рост портфеля МФО составит 150 млрд руб (на сегодняшний день — 47 млрд руб). На основании этих фактов эксперты микрофинансовой компании Zaimo.ru отмечают, что потребность в микрофинасировании и получении быстрых денег у населения есть. В августе 2014 года компания Zaimo.ru провела свой опрос и выяснила, что 50% клиентов обращаются за займом в микрофинансовую организацию, потому что у них возникли непредвиденные и незапланированные в домашнем бюджете расходы. Еще 50% от всех займов являются целевыми, то есть берутся на определенные расходы на автомобиль, жилье, медицинские нужды, а также потребительские товары. Таким образом, мы можем говорить о целесообразности существования микрокредитных организаций, у которых население может взять некрупную сумму денег быстро без предъявления полного пакета документов, и развитии микрофинансового бизнеса в целом.