Бот займов
Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Как вернуть переведенные деньги на карту?

Анна Филиппова

Случаются ситуации, когда пользователь отправил деньги другу или знакомому и только потом заметил несоответствие в реквизитах. Технические ошибки возникают не только со стороны держателей карт, но и у банков. Что делать в подобных ситуациях и можно ли вернуть ошибочный перевод?

Можно ли отменить перевод денег

Исходя из норм действующего законодательства РФ, за переводы в системе интернет-банкинга и подтверждение операций СМС-кодами несет ответственность отправитель. Нарушения со стороны банка в данном случае отсутствуют, как и основания для подачи в суд на кредитную организацию отправителя. Даже в договоре на выпуск карты содержится пункт о том, что ее держатель несет личную ответственность за все совершенные операции.

Бывает и такое, что пользователи становятся жертвами мошеннических схем. Чаще всего фигурируют СМС-уведомления о переводах, звонки якобы из «Службы безопасности банка». Иногда злоумышленникам даже удается получить с использованием методов социальной инженерии персональные данные держателя карты.

Независимо от правовых оснований, пользователю нужно как можно быстрее связаться с обслуживающим банком. Если обслуживающие финорганизации отправителя и получателя разные, то нужно также обратиться в банк получателя перевода

Чем быстрее и более детально пользователь опишет ситуацию, тем меньше потерь он понесет. Конечно, если будет следовать инструкциям специалиста.

Российское законодательство не содержит утвержденных временных рамок для возврата денег за ошибочный перевод. Сроки зависят от банка:

  • Если платеж еще не зачислен – в течение 5 рабочих дней
  • Если деньги перечислены физическому или юридическому лицу и составлен иск в суд – в течение 7 суток после отправки ответчику письма об ошибочном платеже
Нужно понимать, что в большинстве ситуаций банк отправителя бессилен, если деньги уже поступили на счет получателя. Закон запрещает списывать денежные средства без согласия клиента. Но обратиться за помощью в любом случае стоит. Также клиенту могут отказать в возврате комиссии за ошибочный перевод: это право банка.

Как вернуть деньги, переведенные на карту

Если держатель карты своевременно заметил ошибку, то вероятность скорого возврата денег выше, так как часто операции проходят проверку на признаки мошеннических действий. В период проверочных процедур денежные средства остаются на промежуточном счете (так называемое «холдирование»).

Если пользователь осуществил перевод самостоятельно, подтвердил его СМС-кодом, а потом обнаружил ошибку в реквизитах получателя или в сумме платежа, то возможно три варианта развития событий:

  1. Отменить перевод до момента зачисления на счет получателя (через мобильное приложение или обслуживающий банк) – в основном способ действует для переводов по номеру счета, которые проводятся в течение 1–3 дней. Оперативно аннулировать мгновенные финансовые операции, например, по переводам на карту, выводу денег на электронные кошельки, погашению займов, не всегда возможно
  2. Если деньги уже зачислены на счет получателя, то банк в этой ситуации ничего не сможет сделать. Формально средства уже принадлежат лицу, которое их получило. Нужно связаться с адресатом и попробовать договориться с ним о возврате перечисленных денег в досудебном порядке. Юристы рекомендуют обратиться к получателю в письменной форме и сообщить о том, что перевод был ошибочным. При невозможности разрешения ситуации клиент вправе обратиться в суд
  3. Если же реквизиты указаны неправильно и их попросту не существует, то операция будет отклонена системой банка автоматически

Через мобильное приложение

На выполнение денежных операций требуется определенное время: от нескольких секунд до несколько часов. Например, в Сбербанке определенные транзакции не проводятся с 9 вечера до 9 утра (не считая онлайн-банкинг), а в рабочее время срок обработки платежей часто составляет от 3 до 6 часов. Этот промежуток можно использовать в свою пользу, чтобы отменить ошибочную транзакцию при помощи Сбербанк Онлайн. 

Быстрее всего проводятся операции по внутрибанковской системе (как между картами одного держателя, так и между клиентами одного банка) или по системе быстрых платежей (СБП). Если при переводе через мобильный или интернет-банк была замечена ошибка, то можно в течение 10-15 секунд отменить свое действие, если в деталях операции отражается пометка «На исполнение».

Алгоритм действий на примере Сбербанка Онлайн выглядит следующим образом:

Шаг 1

Авторизоваться в мобильном приложении

Шаг 2

Перейти в раздел «История», найти и выбрать нужный платеж

Шаг 3

Воспользоваться пунктом контекстного меню «Отменить»

Шаг 4

Поставить галочку рядом с кнопкой «Подтвердить отзыв»

Проверить информацию об отмене операции можно спустя несколько минут в  «Истории». Ей могут быть присвоены различные статусы: «Отозвано», «Прервано», «Отклонено банком» или «Заявка была отменена».

Через обращение в банк

Чтобы вернуть средства, переведенные на неверный счет, можно обратиться в отделение обслуживающего банка и подать заявление. Если на визит офиса нет времени, то стоит написать в чат службы поддержки пользователей или позвонить оператору колл-центра финансовой организации. Телефон можно найти на обратной стороне карты.

В заявлении нужно указать данные по счету и причину отмены транзакции, а также доказательства того, что была допущена ошибка. Обязательно приложить копию чека или скрин платежа. Если деньги еще не переведены на счет получателя, то их могут автоматически вернуть отправителю.

Если обслуживающий банк бессилен в сложившейся ситуации, то следующий пункт – связаться с адресатом и попросить вернуть деньги. Но стоит помнить, что это исключительно его волевое решение. Если убедить вернуть чужие деньги получателя не удастся, и он попросту проигнорирует просьбу отправителя, то придется подавать иск в суд, предварительно уведомив банк получателя о своем намерении в письменном виде.

Что касается отправки средств мошенникам, то здесь все сложнее. Особенно если злоумышленники находятся в другой стране. Хотя вариантов развития событий тоже два:

  1. Если транзакция еще не проведена, то деньги вернут на счет отправителю, а карту заблокируют. Перевыпуск пластика занимает до двух недель
  2. Если деньги уже зачислены на электронный кошелек, счет или карту мошенника, то нужно подать заявление в правоохранительные органы и надеяться на лучшее. Без поддержки грамотного юриста тут не обойтись

Через подачу иска в суд

По Гражданскому кодексу РФ (ст. 1102) ошибочное получение чужих денег расценивается как необоснованное обогащение. Отправитель имеет полное право подать на получателя иск о взыскании денег, а также потребовать компенсацию морального вреда. В отдельных случаях уместно возмещение и других убытков, например, упущенной выгоды по ст. 15 ГК РФ.

Подача иска требует временных и материальных затрат, и имеет место только в случае, если клиент твердо намерен добиться восстановления нарушенного права. Поэтому рекомендуется обратиться к юристу, так как любая неточность в документации может послужить причиной оставления искового заявления без движения.

Нужно представить убедительные доказательства того, что деньги отправлены по ошибке. Ими могут быть:

  • Распечатка платежного документа с ошибкой в одной или двух цифрах по сравнению с номером карты, счета или телефона друга, родственника или знакомого
  • Банковская выписка за отчетный период, в котором можно отследить регулярные платежи на одну и ту же сумму, одному и тому же получателю, а затем – ошибку в реквизитах и неверный перевод
  • Детализация звонков оператора связи, в которой лишь один раз фигурирует номер телефона незнакомца (или исходящее SMS-сообщение)
  • Если деньги переведены на счет мошенников, то потребуются доказательства обмана: переписка, в том числе по СМС, иные данные о мошеннических действиях. Возможна подача коллективного иска от пострадавших граждан

Ответчик должен будет доказать, что он имел право получить указанную сумму – например, в качестве платы за услугу. Если получатель ошибочного перевода не сможет предоставить неоспоримые доказательства своей правоты, а аргументы истца или его законного представителя окажутся убедительными, то судья обяжет вернуть деньги.

Обратите внимание! Если процесс возврата денег затягивается, то можно потребовать компенсацию в виде процентов за каждый день просрочки.

Как избежать мошенников

Возврат ошибочно отправленных денежных средств произвести намного легче, чем бороться с последствиями незаконных действий по счету. По данным Центробанка, только 15% от общего объема списанных денежных средств возвращаются пострадавшим гражданам.

Чтобы не стать жертвой мошенников, не нужно терять бдительность: рекомендуется быть внимательным при заполнении онлайн-формы перевода. Также не стоит выкладывать данные о своей банковской карте в социальных сетях или совершать оплату товаров и услуг на непроверенных (незащищенных) ресурсах. Под данными подразумеваются как письменные реквизиты (номер карты или счета, имя держателя, срок действия, CVC-код, ПИН-код и другие), так и фотографии пластиковой карты, номер телефона, привязанный к карте. Не важно, являются ли сведения публичными или нет: чем меньше афишируется, тем лучше.

Пароли от банковских карт рекомендуется хранить в специальных защищенных программах – менеджерах паролей, которые доступны в App Store и Google Play, а не в стандартных заметках. Нужно регулярно проверять и контролировать свой баланс, чтобы вовремя увидеть ошибку или несанкционированные списания. Для этого существует услуга СМС-уведомлений (мобильный банк).

Не стоит поддаваться на методы социальной инженерии и уловки мошенников. При получении подозрительного звонка нужно уведомить об этом обслуживающий банк. Также не рекомендуется переходить по любым ссылкам с незнакомых номеров и по сомнительным – от знакомых.

Чтобы быть осведомленным, можно изучить популярные схемы разводов, которые в большом количестве представлены на YouTube и других интернет-площадках. 

Если деньги ошибочно перевели вам

Получатель ошибочного перевода не обязан тратить время и силы на поиск отправителя и возврат денег. Но по закону получение чужих средств считается необоснованным обогащением. Нужно иметь в виду, что отправитель может в любой момент подать на вас в суд.

Рекомендуемый алгоритм действий пользователя:

Шаг 1

Убедиться, что деньги действительно были зачислены на счет – мошенники часто рассылают СМС от имени банка об ошибочном переводе, звонят и просят вернуть деньги обратно. Прежде чем предпринимать действия, нужно зайти в приложение или интернет-банк и найти операцию зачисления

Шаг 2

Если деньги действительно получены, то следует убедиться в том, что ошибка есть – может быть, вам вернул долг знакомый или управляющая компания сделала перерасчет за коммунальные услуги. Нужно запросить выписку по счету, поднять платежный документ и выяснить, кто отправитель и откуда пришли деньги. Затем нужно связаться с отправителем, чтобы подтвердить правомерность транзакции (если отправитель – неизвестное физлицо, то стоит сразу перейти к следующему шагу)

Шаг 3

Если деньги действительно пришли по ошибке – нужно снова обратиться в банк, объяснить сотруднику ситуацию и попросить перечислить деньги на счет отправителя. У банка есть реквизиты плательщика, по которым оператор сможет быстро осуществить обратный платеж

В заключении стоит отметить, что какой бы перевод ни был: на 100 рублей или на 1 000 000, стоит внимательно вводить реквизиты. Лучше несколько раз перепроверить данные перед отправкой, чем тратить время и силы на исправление ошибки.

Чтобы оставить комментарий или оценить ответ, откройте полную версию сайта