Авторизация
Прежде чем войти в интернет-банк или мобильное приложение, пользователю нужно авторизоваться. Это необходимо для того, чтобы исключить несанкционированное проникновение в личный кабинет клиента и использование его средств мошенниками. Подробнее о том, что представляет собой авторизация, вы узнаете далее.
Авторизация позволяет подтвердить право пользователя на доступ к системе. Она используется не только банками, но и интернет-магазинами и другими сайтами, применяется в банкоматах и терминалах. Процесс предполагает введение комбинации логина и пароля, то есть имени пользователя в системе и уникального кода подтверждения. Данные устанавливаются при первом использовании, но, как правило, допустима их смена. Если все введено корректно, клиент может войти в свой кабинет и начать в полной мере пользоваться его функционалом. При совершении ошибки вход в систему не допускается.
Ошибочная авторизация
Если при входе данные были введены с ошибкой, система не только не допустит пользователя, но и может блокировать его личный кабинет. Поэтому нужно очень внимательно относиться не только к соблюдению последовательности при наборе символов, но и к регистру и к раскладке клавиатуры.
Чего ожидать от системы при ошибочном вводе данных:
- Фиксации факта попытки несанкционированного проникновения
- Временной блокировки доступа
- Подачи предупредительного сигнала в виде звука, света, сообщения на экране
- Блокировки карты или пропуска
Система также может предложить повторно ввести данные или восстановить пароль.
Что такое код авторизации (пароль)
Пароль — это набор символов, заданный пользователем либо системой при первом использовании. Он может быть представлен в виде сочетания букв, цифр или других символов с учетом регистра (заглавных и строчных букв) или без него. Иногда требуется включить в комбинацию ряд дополнительных символов, например в виде математических знаков либо знаков препинания.
Обычно система устанавливает для создания пароля определенные параметры: уникальность, состав, минимальная и максимальная длина. Пользователь может создать код самостоятельно, или воспользоваться вариантом, предложенным системой. Его можно сменить со временем, но иногда для этого введены ограничения по частоте действия. Комбинацию, используемую для авторизации, следует хранить в тайне.
Процедура авторизации
Без авторизации пользователь может обычно лишь просматривать общую информацию на сайте. Полноценное пользование всеми функциями возможно только после того, как система его распознала.
В частности, после авторизации в личном кабинете пользователь сможет:
- Изменять настройки
- Изменять личные данные в учетной записи
- Задавать и подтверждать новые пароли
- Проводить стандартные операции, предусмотренные сервисом, в том числе финансовые (если допустимо)
Иногда авторизация предполагает совершение дополнительных действий для подтверждения действия. Это может быть ввод кода из СМС, переход по ссылке из электронной почты, введение цифры, рекомендуемой голосовым помощником, проверка капчи или биометрических данных. Такая процедура подтверждения называется двухфакторной аутентификацией
Если доступ закрыт
Бывают ситуации, когда пользователю выдается сообщение, что авторизация недоступна. Причин может быть несколько:
- Ошибка при вводе пароля либо логина
- Блокировка пользователя системой безопасности, администраторами
- Некорректная работа техники либо ПО
- Вход в систему в неустановленное время
Чтобы исправить ситуацию, можно пройти повторную авторизацию либо восстановить пароль или логин, если они были забыты. Также можно связаться с техподдержкой в чате, в телефонном режиме либо по электронной почте.
Что включают в себя данные авторизации
Под данными авторизации подразумеваются сведения, которое пользователь вводит для получения доступа к функциям системы. Это могут быть, в частности:
- Логин
- Пароль
- ФИО
- Должность
- Коды, полученные в СМС, по телефону и прочее
- Капча
- Кодовое слово
Некоторые данные являются одноразовыми, некоторые — постоянными, но их можно при необходимости поменять. Кроме того, может потребоваться восстановление данных при их утере, например, если забыт пароль. Часто процедура аналогична регистрации. Как правило, опция восстановления предусмотрена в форме входа. Можно также обратиться в службу технической поддержки или обратиться в отделение организации.
Особенности авторизации банковской карты
Авторизация банковской карты дает держателю право совершать транзакции с использованием пластика или его электронной версии. Также он получает доступ к управлению счетом. Авторизация карты может потребоваться для входа в интернет-банк или для использования POS-терминала при расчетах в офлайн-режиме.
При авторизации может потребоваться ввести:
- Логин и пароль
- PIN-код
- Проверочное слово
- Код CVC/CVV с обратной стороны карты
- Код 3D Secure из СМС
Несколько ошибочных вводов подряд система расценивает как попытку несанкционированного входа посредством подбора пароля. Это чревато блокировкой аккаунта или карты. В таком случае для восстановления доступа придется звонить на горячую линию или лично посещать отделение банка-эмитента карты для ее перевыпуска.
Режимы авторизации
Для максимального удобства пользователей с учетом используемой аппаратуры предусмотрено несколько видов авторизации:
- По способу доступа: в офлайн- или онлайн-формате
- По типу управления доступом: мандатная, дискреционная, на основе ролей, решетки, контекста, атрибутов
- По реализации кода: пары логин-пароль, биометрией, электронным ключом, IP, динамическим паролем, материальным носителем (например, пропуском или картой)
- По числу проверок: одноступенчатая, многоступенчатая
Выбор зависит от технических возможностей и обстоятельств, в которых пользователь подключается к системе.
Преимущества авторизации
Главным преимуществом, которое дает процедура авторизации, является безопасность средств или конфиденциальных данных пользователя. Только авторизовавшись, владелец аккаунта сможет пользоваться всеми функциями сервиса.
Авторизация невозможна без предварительной регистрации на сайте или ресурсе. Именно в процессе этой процедуры пользователь получает или генерирует данные, которые затем будет использовать для входа в кабинет. Незарегистрированный посетитель может только знакомиться с общедоступной информации и пользоваться ограниченным количеством стандартных функций.
Использование авторизации позволяет компаниям и организациям:
- Подтверждать личность и полномочия клиентов и работников
- Разграничивать права доступа в зависимости от должности и обязанностей сотрудников
- Увеличивать безопасность
- Вести статистику и ограничивать число посетителей ресурса
Пользователи могут пользоваться услугами различных учреждений, как государственных, так и частных, без личного посещения офиса. Все, что потребуется — зайти на сайт, перейти по ссылке либо нажать на соответствующую кнопку, а затем ввести в форму входа предусмотренные системой данные. Все это экономит время клиентов и играет большую роль в расширении клиентской базы компании.