Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Как работать с маркировкой товаров

С 2019 года в России вводится система обязательной маркировки. Она распространяется на ряд категорий товаров — табачные изделия, обувь, духи и другие. Система маркировки позволит отслеживать информацию о товарах и их путь от изготовления до конечной продажи. Подключиться к ней обязаны производители, поставщики и продавцы соответствующих товаров.

Юрий Муранов
Главный редактор

В этой статье мы расскажем вам о том, как работать с системой обязательной маркировки продукции. Вы узнаете, как устроена система, какие товары в нее заносятся, как подключиться к ней и сколько это будет стоить. Также мы изучили готовые решения, которые облегчат работу с маркировкой.

Что такое маркировка и для чего она вводится

В 2018 году был принят Федеральный закон №488-ФЗ. Согласно ему, в России создается единая система маркировки товаров. В нее будет заноситься информация обо всей продукции, производимой или ввозимой в страну. Соответствующие изменения также были внесены в закон о контрольно-кассовой технике.

Суть системы схожа с ЕГАИС, которая используется для учета алкогольной продукции. На каждый товар будет наноситься специализированная метка — 2D-код формата Data Matrix, которую можно считать сканером штрих-кодов, а сведения о нем будут занесены в единую базу данных. По этой метке можно будет найти товар в системе и узнать полную информацию о нем — от даты и места изготовления до основных характеристик.

Цель ввода маркировки — сокращение оборота некачественной и поддельной продукции. Создание единой базы, в которую будут заноситься ввозимые или производимые товары, упростит отслеживание подделок. Отсутствие информации о проданном товаре в базе может вызывать подозрения у покупателей и контролирующих органов.

Работа с маркировкой ведется через систему Честный знак. В ней находится база маркированных товаров, куда вводится информация о производимой или ввозимой продукции. К системе обязаны подключиться розничные магазины, производители, поставщики и импортеры продукции, и контролирующие органы. Обслуживает систему Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Какие товары подлежат маркировке

Маркировка товаров вводится поэтапно до 2024 года, ежегодно она распространяется на новые категории продукции. В 2021 году ей подлежат:

  • Табачные изделия
  • Обувь
  • Лекарства
  • Парфюмерия
  • Фотоаппаратура
  • Автомобильные шины
  • Одежда и меховые изделия
  • Текстиль для дома
  • С 1 июня — молочные продукты и питьевая вода
  • С 1 сентября — велосипеды

Точный перечень подлежащей маркировке продукции с актуальными изменениями указан в распоряжении Правительства РФ №792-р от 28 апреля 2018 года.

Как работать с маркировкой

Общий алгоритм работы с маркированной продукцией выглядит следующим образом:

  • Производитель или поставщик наносит на товар метку и добавляет информацию о нем в единую базу
  • Перевозчик добавляет информацию о каждом этапе доставки товара
  • Розничный магазин сканирует метку товара при приемке и продаже
  • Покупатель сможет узнать информацию о товаре, отсканировав метку или код в чеке с помощью приложения

Рассмотрим порядок подключения розничного магазина к системе и взаимодействия с ней подробнее.

Подключение к системе Честный знак

Перед подключением к системе вам потребуются усиленная квалифицированная электронная подпись и программа складского учета — они обязательны для взаимодействия с ней. Оформить КЭП, если у вас ее еще нет, можно в удостоверяющем центре. Система товарного учета должна поддерживать работу с маркировкой — если поддержка у вашей системы уже есть, то подключать дополнительную не потребуется.

Для работы электронной подписи  установите на компьютер соответствующий драйвер, если вы не сделали этого ранее.

Далее зарегистрируйтесь на сайте Честного знака. Для этого укажите категории реализуемых товаров, название и ИНН компании, ФИО и контактные данные. После регистрации вы получите электронное письмо с дальнейшими инструкциями. Потребуется привязать к личному кабинету электронную подпись и указать оставшуюся информацию о бизнесе, включая сведения об операторе фискальных данных.

Для дальнейшего взаимодействия с Честным знаком потребуется система электронного документооборота. Она будет обязательна для получения и отправки накладных. Можно воспользоваться собственной системой Честного знака или решением от сторонних разработчиков. Инструменты для взаимодействия с Честным знаком могут быть интегрированы в товароучетную систему.

Подготовка оборудования и ПО

Для работы с маркировкой вам потребуются только онлайн-касса и сканер 2D-кодов. Кассовый аппарат должен поддерживать маркировку и печать чеков с указанием кодов товаров. Уточнить поддержку маркировки можно у производителя кассовой техники. При ее отсутствии аппарат потребуется перепрошить в центре технического обслуживания или заменить.

Если у вас есть остатки продукции, подлежащей маркировке, то вам потребуется маркировать их самостоятельно. То же самое будет необходимо, если вы продаете попадающие под требования закона товары собственного производства. Для этого вам потребуется принтер для печати меток.

Чтобы маркировать товары, необходимо загрузить номенклатуру с их описанием в личный кабинет и подписать их электронной подписью. После ее подтверждения оплатите генерацию кодов по реквизитам ЦРПТ. Стоимость одного кода — 50 копеек (без НДС). После оплаты система сгенерирует и вышлет файл с кодами, которые нужно будет распечатать и наклеить на товары.

Далее потребуется настроить онлайн-кассу и товароучетную систему для работы с маркировкой. Обычно соответствующие инструкции приводятся на сайтах поставщиков кассового и учетного ПО. В некоторых случаях инструменты для маркировки подключаются за отдельную плату. Для подключения товароучетной системы к Честному знаку необходима электронная подпись.

Порядок работы с маркировкой

После подключения к системе изменяется порядок приема и продажи продукции. Теперь после получения товара вам нужно сверить указанные в сопроводительных документах метки с фактическими. Если расхождений обнаружено не было, нужно отсканировать коды каждой единицы товара и внести их в товароучетную систему, которая автоматически согласует информацию с базой Честного знака.

Каждая метка уникальна: после продажи или списания товара она сохраняется в системе, и ее нельзя будет переназначить или изменить. Срок действия меток не ограничен.

В процессе продажи вместе со штрих-кодом кассир должен будет сканировать метку маркировки. Только после этого товар будет занесен в чек. Информация о продаже маркированного товара автоматически поступит через ОФД в Честный знак. После подтверждения операции маркированный товар отмечается в системе как реализованный.

После внедрения инструментов для работы с маркировкой не забудьте проинструктировать персонал и объяснить порядок работы с ними.

Сколько стоит подключение

При подключении к системе маркировки могут возникнуть следующие расходы.

  • Регистрация в Честном знаке — бесплатная
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись на год — от 3 000 рублей
  • Онлайн-касса — от 8 500 рублей в зависимости от модели
  • Сканер 2D-кодов — от 4 500 рублей
  • Товароучетная система и ЭДО — от 0 до 7 000 рублей в месяц
  • Принтер этикеток (для маркировки остатков) — от 11 850 рублей

Дополнительно может потребоваться оплатить функции для работы с маркировкой в кассовом или товароучетном ПО. УКЭП для работы с системой потребуется продлевать ежегодно.

Если у вас уже есть касса, электронная подпись и товароучетное ПО, то оплачивать новые не потребуется.

Какие-либо пошлины и комиссии за подключение к системе маркировки отсутствуют — платить нужно только за выпуск кодов для новой продукции или остатков старой. Но эти расходы, как правило, ложатся на производителей или поставщиков.

Готовые решения для работы с маркировкой

Для упрощения работы с маркировкой предусмотрены различные готовые решения. Их предлагают банки, разработчики товароучетных систем, производители кассового ПО и другие компании. Решение включает в себя помощь при регистрации в системе, выпуск электронной подписи, организацию документооборота и другие дополнительные услуги.

Среди готовых решений для маркировки можно выделить следующие:

Предложение Что входит Стоимость
Точка Банк
  • Система электронного документооборота
  • Онлайн-выпуск УКЭП
  • Взаимодействие с Честным знаком
  • Онлайн-касса
  • Расчетный счет в банке — бесплатно или от 700 рублей в месяц
  • Подписание документов — бесплатно или от 700 рублей в месяц
  • Онлайн-касса — от 8 400 рублей
  • Электронная подпись — от 3 000 рублей
Мой Склад
  • Подключение и взаимодействие с Честным знаком
  • Товароучетная система и ЭДО
Учет товаров и ЭДО — бесплатно или от 450 рублей в месяц
1С Первый Бит
  • Подключение к Честному знаку
  • Выпуск УКЭП
  • Настройка 1С для работы с маркировкой
  • Помощь в подборе оборудования
  • Обучение сотрудников
  • Регистрация в системах — от 3 000 рублей
  • Настройка 1С — от 10 000 рублей
  • Электронная подпись — от 3 000 рублей
  • Подключение и настройка ЭДО — от 3 000 рублей
Астрал.Маркировка
  • Подключение к Честному знаку
  • Выпуск УКЭП
  • Онлайн-касса
  • Система электронного документооборота
  • Настройка рабочего места
  • Электронная подпись — от 900 рублей
  • Подключение и настройка ЭДО — от 1 200 рублей
  • Онлайн-касса — от 6 000 рублей
Эвотор
  • Онлайн-касса
  • Подключение к Честному знаку
  • Интеграция с системами ЭДО
  • Проверка электронной подписи
  • Онлайн-касса — от 17 500 рублей
  • Приложение «Маркировка» - от 6 000 рублей в год

Вопросы и ответы

Какая ответственность установлена за нарушение правил работы с маркировкой?

В соответствии со статьей 15.12 КоАП, за нарушение правил маркировки установлены следующие штрафы:

Нарушение Штраф
Отсутствие маркировки
  • Для должностного лица — от 2 000 до 4 000 рублей
  • Для ИП — от 5 000 до 10 000 рублей
  • Для юридического лица — от 50 000 до 300 000 рублей
  • Немаркированные товары конфискуются
Неправильно проставленная маркировка
  • Для ИП — от 5 000 до 10 000 рублей
  • Для юридического лица — от 50 000 до 300 000 рублей
  • Немаркированные товар конфискуются
Повреждение маркировки, несоблюдение сроков реализации маркированного товара
  • Для ИП — от 20 000 до 30 000 рублей
  • Для юридического лица — от 100 000 до 300 000 рублей
  • Штраф увеличивается в три раза, если покупатель получил вред при реализации товара с проблемной маркировкой
Отсутствие кода маркированного товара в чеке
  • Для должностного лица — от 1 500 до 3 000 рублей
  • Для ИП — от 5 000 до 10 000 рублей
  • Для юридического лица — от 5 000 до 10 000 рублей

При крупных и особо крупных нарушениях (реализации немаркированной продукции общей стоимостью от 400 000 рублей) статьей 171.1 Уголовного кодекса может быть установлен штраф от 300 000 рублей или в размере дохода за период до двух лет, принудительные работы на срок до трех-пяти лет или лишение свободы на срок до шести лет со штрафом или без него.

Обязательна ли маркировка для интернет-магазинов?

Да, интернет-магазины также попадают под действие закона об обязательной маркировке. Они также должны вносить коды меток в товароучетную систему, сканировать их при продаже и указывать коды в электронных чеках.

Как производится обмен или возврат маркированного товара?

Если покупатель сохранил чек и упаковку с маркировкой, то возврат или обмен оформляется так же, как и обычно, после чего код маркировки необходимо заново ввести в оборот в личном кабинете Честного знака. В противном случае потребуется перемаркировать товары — для этого закажите новые коды с указанием в качестве основания возврата товара.

Что делать, если маркировка повреждена или оформлена с ошибками?

В этом случае необходимо составить акт списания и направить его в Честный знак, после чего перемаркировать товары заново. Это необходимо сделать в течение 20 дней с даты оформления акта.

Как маркируются ввозимые в Россию товары?

Импортируемая продукция должна быть промаркирована до поступления на таможню, проставить маркировку должен производитель, поставщик или транспортная компания. Процесс нанесения маркировки не отличается от стандартного.

Заключение

Ввод обязательной маркировки был воспринят неоднозначно. С одной стороны, такая мера должна сделать розничную торговлю прозрачнее, с другой — она создает лишнюю нагрузку на бизнес. Однако, подключиться к системе маркировки и работать с ней не так сложно, как с ЕГАИС, а сопутствующие расходы при этом ниже.

Система обязательной маркировки находится на этапе активного развития. Государство планирует внедрять ее для новых категорий товаров, также может измениться принцип работы системы Честный знак и порядок взаимодействия с ней. Мы продолжим следить за новостями маркировки и сообщать о наиболее важных изменениях в системе.

С 2019 года ряд категорий товаров — табачные изделия, шубы, покрышки и другие — подлежат обязательной маркировке. Теперь для их продажи розничный магазин должен:

  • Оформить электронную подпись и подключить товароучетную систему
  • Зарегистрироваться в системе Честный знак
  • Настроить онлайн-кассу и товароучетную систему для работы с маркировкой
  • Промаркировать остатки попадающей под требования продукции (при наличии)
  • Подстроить процессы приемки и продажи товаров для работы с маркировкой

К 2024 году маркировке будет подлежать большинство категорий товаров.

Источники

А с чем столкнулись вы при внедрении работы с маркировкой? Поделиться своим опытом работы с Честным знаком и оставить мнение о системе вы можете в комментариях.