Продажа фармацевтических товаров – актуальный вид деятельности, потому что люди болели, болеют и будут болеть всегда. Конечно, это не радостный факт, но довольно выгодное обстоятельство для владельца аптеки или аптечного киоска. Поэтому, если в планах есть мысль открыть свое дело с нуля, стоит всерьез задуматься над тем, как открыть аптечный пункт.
Перед тем как открыть аптечный киоск с нуля нужно разобраться с видами аптечного бизнеса. Ведь существуют не только киоски, но и аптеки и аптечные пункты. Хоть эти три формы и имеют общий смысл, однако существуют некоторые отличия в осуществлении деятельности каждого из них.
Аптека, аптечный пункт и аптечный киоск - в чем отличия
Все перечисленные виды фармацевтического бизнеса подлежат лицензированию. Чтобы вкратце объяснить, в чем разница между аптекой, аптечным пунктом и аптечным киоском, пойдем от простого к сложному – от киоска к аптеке.
Вид аптечной организации
Возможный функционал
Киоск
Через аптечный киоск можно продавать только препараты, которые отпускаются без рецепта. Рецептурные препараты запрещены к реализации.
Пункт
В аптечном пункте можно продавать препараты по рецептам врача, безрецептурные лекарства, но нельзя заниматься реализацией наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых медикаментов.
Аптека
Аптека подразумевает под собой полный перечень услуг: продажа всех существующих лекарственных препаратов, производство медикаментов. И, соответственно, такая форма бизнеса сложнее с технической точки зрения, потому что требует дополнительного оснащения.
Следует отметить, что к аптечным помещениям независимо от выбранного варианта предъявляются достаточно серьезные требования относительно покрытия стен и потолков, освещения, температуры и т. д. Кроме того, существуют нормативы, которые регламентируют квалификационный уровень сотрудников любой аптечной организации.
Что выгоднее открыть: аптеку, аптечный киоск или пункт
Наиболее выгодный вариант – это открытие аптечного пункта. На «запуск» аптеки требуется намного больше средств, соответственно, период окупаемости бизнеса увеличится. У аптечного пункта этот период, при условии удачного расположения, составляет около полугода, тогда как у аптеки 2-3 года. Прочтите о том, как открыть аптеку с нуля, и сколько на этом можно заработать.
Если выбирать между пунктом и киоском, то аптечный киоск будет менее прибыльным, потому что упускает сегмент покупателей, которым нужны рецептурные препараты.
Кто может открыть аптечный пункт или киоск
Нет ограничений в том, кто может стать владельцем аптечного бизнеса, но есть некоторые нюансы, которые касаются организационно-правовой формы осуществления деятельности. Например, как открыть аптечный киоск или пункт и зарегистрировать на ИП (индивидуального предпринимателя)? Это возможно, но только в том случае, если этот бизнесмен имеет диплом специалиста-фармацевта.
При регистрации аптечного предприятия в качестве юридического лица (изучите порядок регистрации юридических лиц в РФ), например, ООО, необязательно быть фармацевтом по специальности. Достаточно принять на должность руководителя аптеки человека с необходимым образованием и опытом работы в этой сфере не меньше трех лет.
Что нужно для регистрации аптечного пункта, киоска или аптеки
Для того, чтобы аптечный бизнес начал приносить доход, его нужно лицензировать, иначе до работы не допустят. Для получения лицензии на аптечный пункт, сначала нужно обратиться в Роспотребнадзор за экспертным заключением на соответствие помещения установленным требованиям. К этому моменту площадка будущего аптечного киоска должна быть готова на 100%, а также составлена необходимая документация, такая как:
Журнал для учета по приходу и расходу дезинфицирующих средств
План производственного контроля
Договор на утилизацию «просроченных» медикаментов (фарм. отходов)
Договор на проведение дератизации и дезинсекции
Договор с медицинской организацией на проведение профессиональных осмотров работников
Договор на вывоз отходов, содержащих ртуть
Договор на вывоз мусора (ТБО)
Договор на стирку, химчистку спецодежды работников
Роспотребнадзор рассматривает заявку на протяжении одного месяца, заключение выдается по результатам выездной комиссии. После того как получено заключение, можно подавать документы в орган, который занимается выдачей лицензий, за деятельность фармацевтической и медицинской сфер отвечает Росздравнадзор.
Список документов для получения лицензии на аптечный киоск, пункт:
Документы, которые подтверждают право осуществления предпринимательской деятельности (выписка из ЕГРИП или справка о зарегистрированном юридическом лице, учредительные документы) (копии)
Квитанция уплаты госпошлины за лицензирование
Документы об аренде или праве собственности на помещение, в котором будет осуществляться торговля
ИНН (копия)
Документ на право ведения провизорской или фармацевтической деятельности
Заключение СЭС (копия)
Заключение пожарной службы (копия)
Заявление о выдаче лицензии
В этом месте важно отметить, что помимо лицензирования, государство обязывает любую аптечную организацию иметь в наличие минимальный ассортимент лекарственных препаратов, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации №2782 от 30 декабря 2014 года. Если обнаружится факт отсутствия любого препарата из перечня, юридическое лицо наказывается штрафом, или же приостанавливается деятельность аптеки.
Секреты аптечного бизнеса
Невозможно спорить с тем, что открыть аптечный пункт с нуля сложнее, чем просто какую-нибудь торговую точку. Но и отдача больше. Для аптечного бизнеса не существует такого понятие, как «затишье». Спрос на лекарства есть круглогодично. Однако для успеха в этом бизнесе, впрочем, как и в любом другом, нужно осуществить подход с душой. Торговый зал должен нравиться, притягивать внимание. Витрины нужно оформлять логичным образом, представив как можно более обширный ассортимент. Очень важно правильно выбрать место для расположения аптечного пункта. Несколько советов по этому поводу в следующем видео:
Ну и, конечно, самое важное в работе аптеки – это профессиональный персонал, который легко может предоставить необходимую консультацию.
Правильный подход к клиентам
Каждый клиент должен быть удовлетворен и обслуживанием и наличием нужных медикаментов. Можно попытаться «привязать» клиента к аптечному пункту, например, вручив визитку с номером для консультаций, если человек воспользуется хоть раз, он станет постоянным покупателем.
Также хороший способ для увеличения числа клиентов – доставка медикаментов на дом. Конкуренция в этой сфере достаточно серьезная, но это неплохо – здоровая конкуренция только увеличивает качество предоставляемых услуг.