Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Бизнес на аренде и субаренде: основные моменты

Передача собственности в платное пользование третьим лицам – надежный и спокойный бизнес. Если вы являетесь владельцем имущества, которое можно передать в аренду, значит, у вас есть хороший источник пассивного дохода. О том, что можно сдавать в аренду как бизнес, и где искать арендаторов, мы расскажем в данном обзоре.

Юрий Муранов
Главный редактор

Как стать арендодателем

Фактически любой, кто владеет или на законных основаниях пользуется вещами, которые не теряют своих свойств в процессе их использования, может стать арендодателем и сдавать эти вещи в аренду. Никаких ограничений по кругу объектов и субъектов в законодательстве РФ не предусмотрено.

Что отдать в аренду

Разрешается оформлять во временное платное пользование такое имущество, как:

  • Недвижимость (в том числе земельные участки) и транспорт
  • Оборудование для малого бизнеса
  • Предметы быта и домашнего инвентаря
  • Обувь и одежду
  • Мебель, книги и т. д

И это далеко не все, что можно сдавать в аренду, и делать на этом бизнес. Предприимчивые граждане сдают за небольшую плату в аренду свои дисконтные карты на товары и услуги в розничных точках и, тем самым, даже из такого не очевидного актива получают материальную выгоду.

Формы организации арендного бизнеса напрямую зависят от объекта. Так, например, владельцу объекта жилой недвижимости, планирующему передавать в наем всю жилплощадь или ее часть, совершенно не обязательно становиться предпринимателем. Достаточно декларировать доход в ФНС по месту регистрации.

Также нет особых требований к гражданам, которые передают в аренду третьим лицам свой автомобиль. Если же речь идет об аренде коммерческих объектов (зданий, помещений, оборудования, коммерческого транспорта), тогда без оформления статуса предпринимателя не обойтись. Узнайте, как зарегистрировать ИП самостоятельно.

Нужно регистрироваться в ФНС и для работы в формате пункта проката бытовых вещей, мебели, одежды и обуви и т. д. Прокатный бизнес требует более сложной организации, чем простая передача в аренду личного имущества. Поэтому, если есть планы оказывать населению именно услуги бытового проката, тогда нужно готовить полноценную точку обслуживания.

Исключением является прокат через сайт или социальные сети. Но у такого варианта заработка на аренде есть один существенный недостаток: сложности в обеспечении возврата переданных в наем вещей. Для поиска потенциальных арендаторов можно использовать местные газеты, сайты бесплатных объявлений, социальные сети, собственный блог. Эффективной считается также расклейка объявлений в подъездах многоэтажных домов и в оживленных местах города - рынки, вокзалы и т.д.

Если собственности нет

Что делать, если в собственности ничего подходящего нет, а бизнес на аренде кажется достаточно привлекательным? Можно сдавать в пользование чужие вещи и делать бизнес на субаренде. Однако для этого вида заработка условия более жесткие. Субарендатор имеет право передавать вещь, взятую у собственника в пользование, на условиях, которые не противоречат договору с владельцем вещи.

Так, например, если субарендатор имеет право пользоваться объектом в течение пяти лет, то он не может передавать арендованное имущество в субаренду на срок, превышающий дату окончания договора аренды. Субарендатор должен соблюдать все ограничения по использованию вещи, которые установил собственник и которые определены в соглашении между владельцем и арендатором.

Оформление договорных отношений

От того, насколько грамотно составлен договор аренды/субаренды практически полностью зависит успешность всего бизнеса на арендных платежах. Прочтите о том, какие необходимы документы для заключения договора с ИП. Основные моменты, которые должен предусмотреть арендодатель, чтобы защитить свою собственность:

  • Восстановительную стоимость (какую сумму должен будет возместить арендатор в том случае, если объект будет уничтожен по его вине)
  • Кто несет расходы по содержанию и хранению арендованного имущества
  • Необходимо ли страховать объект
  • Когда и в каком состоянии арендатор обязан вернуть предмет аренды хозяину
Важно! При составлении соглашения должны учитываться все особенности объекта, иначе при завершении аренды владельцу будет сложно вернуть себе вещь в том виде, в котором она была передана арендатору.
Эксперты рекомендуют привлекать к составлению таких договоров компетентных юристов.

Финансовая сторона бизнеса

Если сделка оформлена правильно, то у арендодателя не должно возникать никаких обязательств по содержанию вещи, переданной в наем. Фактически затраты сведены к нулю. Однако если вещь находится в постоянном прокатном обороте, то она должна быть исправной, опрятной и привлекательной для клиентов. Здесь уже сам предприниматель заинтересован в том, чтобы тратить средства на ремонт предметов, которые сдаются через пункты проката. Механизм определения стоимости аренды опять же зависит от специфики имущества.

Если арендуются коммерческие объекты (помещения, транспорт, оборудование и т.д.) размер арендной платы зависит от заработка, который получил арендатор от использования объекта.

Для примера, когда речь идет об аренде помещений под торговую точку, размер платы устанавливается в процентном соотношении к месячной выручке магазина, а вот при аренде квартиры плата рассчитывается исходя из рыночной стоимости таких услуг по городу. В любом случае, законодатель ничем не ограничил арендаторов и арендодателей в вопросах установления стоимости услуг, поэтому они вправе самостоятельно определять цену аренды и находить варианты, выгодные обеим сторонам.