Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Особенности бизнеса по производству черепицы

Для устройства кровли сегодня используется множество разнообразных материалов, отвечающих любым запросам потребителя по качеству и надёжности, внешнему виду и цене. Одним из самых распространённых видов кровельных материалов, сочетающих в себе такие качества, как долговечность, экологичность, морозостойкость, эстетичность, является черепица.

Юрий Муранов
Главный редактор

Российский рынок черепичной кровли находится в стадии роста. Производство черепицы как бизнес имеет большой потенциал для развития.

Виды черепицы и их свойства

Черепица – это штучный материал, образующий при монтаже цельное покрытие здания. Производят её из глины, цементно- и известково-песчаных смесей, термопластичных полимеров, битума и даже из металла. Свойства черепицы зависят от материала, из которого она сделана.

Так, самыми долговечными являются керамические и цементно-песчаные изделия. Срок их эксплуатации составляет более ста лет. Они имеют высокие показатели тепло- и морозостойкости, обеспечивают хорошую шумоизоляцию. Однако вместе с этим, они являются и самыми тяжёлыми, их вес колеблется от 36 до 60 кг/кв. м. Поэтому применение этих кровельных материалов диктует необходимость устройства мощной и частой обрешётки.

К лёгким кровлям относят мягкую битумную и металлическую черепицу. При весе от 5 до 10 кг/кв. м эти материалы обладают хорошей гибкостью, поэтому их можно использовать для кровель любой геометрии. Срок их эксплуатации составляет около 30 лет. Цветовые решения могут быть самыми разнообразными. Во многом их свойства схожи, существенная же разница в том, что битумная черепица не подвержена коррозии и гниению, в отличие от металлочерепицы.

Одним из бюджетных вариантов черепичной кровли является использование полимерпесчаных материалов. Внешне полимерпесчаная черепица практически ничем не отличается от дорогой керамической, но цену имеет в несколько раз ниже. Кроме того, она более лёгкая (около 20 кг/кв. м) и практичная.

Если сегментировать рынок черепичной кровли по материалу продукции и проанализировать привлекательность каждого сегмента для организации бизнеса, то высокие оценки получит производство битумной, полимерпесчаной и керамической черепицы.

Как изготавливают битумную черепицу

При производстве гибкой битумной черепицы в качестве основы берётся стекловолокно, полиэстер, спрессованная древесная щепа и даже повторно используемый картон.

Сырьё приходит на заводы в виде полотен, смотанных в широкие рулоны. В процессе производства материал разматывается на петлеобразователе и в два этапа обрабатывается горячим жидким битумом – продуктом переработки нефти. Насыщение битумом происходит под давлением в специальном устройстве – сатураторе.

На первом этапе достигается эффект гидрофобности пористых полотен (они становятся водонепроницаемыми, когда нанесённый слой высыхает). Вторичная обработка необходима для улучшения вязкости, гибкости и механической прочности материала, она проходит с применением молотого известняка.

До того как битумно-известняковый слой полностью высохнет, его покрывают керамической крошкой, базальтовыми или сланцевыми гранулами, что придаёт будущим изделиям необходимый оттенок (всего насчитывается около 50 возможных оттенков) и яркость, а также обеспечивает защиту от солнечного ультрафиолета.

На нижнюю поверхность полотна наносится клеевой слой, затем оно оклеивается силиконизированной плёнкой и посыпается молотым известняком, чтобы при хранении и транспортировке изделия не слипались друг с другом.

Следующий этап – охлаждение материала. На этой стадии используется барабан, подающий на основу будущей черепицы струи холодной воды.

На охлаждённый материал наносятся полосы липкого битума, которые в дальнейшем (при монтаже) послужат обеспечению прочного соединения изделий между собой. Затем покрытие отправляется в зону резки, где из полос материала формируются изделия нужного размера и формы. Стандартный размер одной плитки – 100 см × 30 см. Форма гонта может быть разной: прямоугольной, округлой и т. д.

Завершающая стадия производства – упаковка и складирование готовой продукции. Производство мягкой черепицы осуществляется на крупногабаритных автоматизированных линиях, работающих по принципу непрерывного поточного действия. Минимальная стоимость комплекса производительностью до 45 метров в минуту составляет примерно 6 миллионов рублей.

Изготовление керамической черепицы

Сырьём для изготовления керамической черепичной кровли является пластичная легкоплавкая глина, поэтому её производство привязано к месторождениям этого природного сырья. Значительная часть средств стартового капитала при организации бизнеса уйдёт на разработку карьера (проведение исследований, составление плана, получение согласований в Госгортехнадзоре, земельные работы, формирование подъездных путей и т. д.). Предприятие, занимающееся производством черепицы из глины, как и завод по производству кирпича, должно располагаться в непосредственной близости к карьеру.

Доставка сырья на предприятие может осуществляться транспортным или конвейерным способом. Технология производства включает следующие этапы:

  • Подготовка глины – сырьё, поступившее на завод, дробится, из него удаляются посторонние включения, после чего материал выдерживается в течение нескольких суток
  • Получение глиняной массы – глина смешивается с водой, к ней добавляются различные пластификаторы (разжижители)
  • Формование плиток – осуществляется методом экструзии (продавливания смеси через специальные отверстия) с последующей резкой и штамповкой
  • Сушка – сформованные полуфабрикаты сушатся в камерах в течение двух суток
  • Глазирование или ангобирование – нанесение специального покрытия для устранения дефектов поверхности изделий, придания им нужного оттенка и блеска
  • Обжиг – изделия отправляют в туннельные печи и подвергают термической обработке при температуре до 1000°С

Выпуск качественного кровельного материала невозможен без современного оборудования, в состав которого должны входить: глинорыхлители и камневыделительные вальцы – для первичной обработки сырья, вальцы тонкого помола, смесители и глинорастиратели – для помола и получения глиняной массы, экструдеры и прессы пластического формования или револьверные прессы – для формования изделий, печи для обжига и т. д.

Важно! С 01.04.2020 г. производство керамической черепицы должно осуществляться в соответствии с нормами ГОСТ Р 56688-2015 «Черепица керамическая. Технические условия».

Строительство и техническое оснащение даже небольшого завода по изготовлению керамической черепицы обойдётся по самым скромным подсчётам в сумму около 50 млн рублей. Да и само производство сопряжено с большими затратами на электроэнергию, что не может не отражаться на себестоимости и на конечной цене продукта.

Производство полимерпесчаной черепицы

Этот вид кровельного материала получают из смеси песка и термопласткомпозита (материала, в состав которого входят термопластичные полимеры и наполнители с добавлением краски). Сырьём могут служить, например, пластиковые бутылки, упаковочные материалы, бытовые приборы и т. п. Технология производства полимерпесчаной черепицы (ППЧ) проста, а оборудование, используемое для этих целей, стоит сравнительно недорого – полностью укомплектованную линию можно приобрести примерно за 2 млн рублей (бывшую в использовании за 1,5 миллиона рублей). При необходимости можно оформить кредит на развитие малого бизнеса с нуля.

Как производится ППЧ:

  • Сначала пластиковые отходы измельчают с помощью дробилки (возможен и вариант с использованием в качестве сырья готового пластикового гранулята);
  • Затем все сырьевые материалы, включая полимеры и песок, подвергаются сушке;
  • На следующей стадии исходные материалы смешивают, вводят различные добавки (для окрашивания в нужный цвет, повышения пластичности и т. д.) и нагревают до температуры плавления полимеров (160-180°С);
  • Полученную смесь разливают в пресс-формы и штампуют;
  • Ёмкости охлаждаются, и из них извлекается готовый материал.

Готовое изделие имеет форму одно- или двухволнового прямоугольного листа с выступающими бортами для соединения, его типичный размер – 40 × 31 × 0,7 см при весе 2-2,5 кг. Список необходимого оборудования и ориентировочные цены представлены в таблице:

Наименование Стоимость, руб.
Дробилка пластмасс 200 000
Смеситель 150 000
Плавильно-нагревательный агрегат 250 000
Пресс формовочный с усилием 100 тонн 700 000
Агрегат для сушки песка 300 000
Пресс-форма для рядовой черепицы 250 000
Пресс-формы для коньковой черепицы 250 000
Итого: 2 100 000

На таком оборудовании за одну рабочую смену можно изготавливать до 120 кв. м черепицы. Кроме того, если приобрести дополнительные пресс-формы, можно расширить ассортимент продукции, включив в него крышки смотровых колодцев, канализационных люков, тротуарную плитку, брусчатку, бордюры и другие изделия, которые также производятся из полимерпесчаной смеси. Для установки линии потребуется помещение площадью не менее 150 кв. м высотой от 4 м, оснащённое системой приточно-вытяжной вентиляции и подключённое к системам коммуникации.

Доходы и расходы бизнеса по производству ППЧ

Стоимость готовой ППЧ колеблется от 300 до 600 руб. за 1 кв. м. Цена зависит от цвета, наличия доборных элементов, количества единиц в упаковке.

Производительность цеха в месяц при односменной работе может достигать 3600 кв. м в месяц (30 дней × 120 кв. м). Таким образом, если оборудование будет работать без простоев, месячный доход предприятия составит от 1 080 000 руб.

Себестоимость продукции складывается из стоимости материалов (полимеров, песка, красящего пигмента и добавок), электроэнергии, труда наёмных работников. Также к накладным расходам относятся административные и сбытовые расходы (затраты на покупку тары и упаковки, оплата аренды помещения, транспортных услуг, рекламы и т. д.). Полезно узнать, как подать рекламу в интернете бесплатно.

Прибыль предприятия – это положительная разница между его доходами и расходами, чистая прибыль – это то, что остаётся после уплаты налогов. Вывести точные значения этих показателей, а, точнее, составить прогноз, можно только, зная конкретные условия, в которых будет запущено производство (стоимость аренды, цены и условия поставки сырья и др.). Все эти расчёты должны стать основой при планировании финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Как показывает практика, средства, вложенные в открытие цеха ППЧ, удаётся вернуть за 1,5-2 года.

Заключение

Производство черепичной кровли – это всегда сложный многоэтапный процесс, в котором важно соблюдать технологию, рецептуру, использовать качественное оборудование. Вход на рынок керамической черепицы осложнён ввиду того, что запуск производства требует значительных капитальных затрат. Для малого и среднего бизнеса больше подходит изготовление битумных и полимерпесчаных материалов.