Бизнес-план ветеринарной клиники
Животные, также как и люди, нуждаются в регулярной вакцинации, периодических обследованиях и получении надлежащей помощи и ухода во время болезни. В связи с этим ветеринарная клиника, бизнес-план которой мы рассмотрим далее, может стать успешным и прибыльным делом для своего основателя.
Многие из нас сегодня уже не представляют свою жизнь без домашних животных. Одни довольствуются содержанием привычных кошек и собак. Другие предпочитают заводить необычных экзотических питомцев. А для некоторых людей разведение животных вообще является единственным источником дохода. Так или иначе, но любой хозяин стремится создать благополучные условия для жизни своего питомца и следит за его здоровьем.
Что нужно, чтобы открыть ветеринарную клинику – производственный план
До того, как открыть ветеринарную клинику, следует прежде всего выбрать и зарегистрировать наиболее удобную организационно-правовую форму для осуществления последующей деятельности. Если вы являетесь ветеринарным врачом, и у вас есть на то подтверждающие документы, то можно оформить ИП. Это будет быстрее, проще, а главное – расходы на открытие ИП будут меньше. Существенным минусом такой формы ведения бизнеса является тот факт, что индивидуальный предприниматель не сможет получить отдельные разрешительные документы для того, чтобы сделать перечень услуг ветлечебницы более полным.
Например, для проведения некоторых ветеринарных манипуляций вам могут потребоваться наркотические препараты ветеринарного назначения. Чтобы их закупать, хранить и применять, необходима соответствующая лицензия. Согласно положениям действующего законодательства, получить такой документ вправе только юридическое лицо. Следовательно, выбирать организационно-правовую форму необходимо исходя из масштабов предполагаемой деятельности и имеющегося стартового капитала, так как получение лицензии – это еще и довольно-таки дорогостоящий процесс.
Пожалуй, главное, что нужно сделать на первоначальном этапе для того, чтобы открыть ветклинику, - это выбрать подходящее помещение. Для размещения ветлечебницы вы можете использовать как собственное здание, так и взятое в аренду. Кроме того, это может быть не только отдельно стоящее сооружение, но и помещение, расположенное в жилом доме.
Следует отметить, что к помещению ветеринарной клиники предъявляются достаточно жесткие требования по квадратуре, шумоизоляции, водоотведению т. д. Существует ряд санитарных правил и норм, в полной мере отражающих все необходимые условия. Ознакомиться с ними можно на сайте любой справочно-правовой системы, например, «КонсультантПлюс» www.consultant.ru или «Гарант» www.garant.ru.
Если на базе лечебницы для животных вы планируете открыть ветеринарную аптеку, то понадобится еще и складское помещение для хранения лекарственных препаратов. За разъяснениями относительно всех существующих требований можно напрямую обратиться в местный орган Роспотребнадзора или к представителям Федеральной службы по осуществлению ветеринарного надзора. Выбрав помещение, которое по всем параметрам подходит для открытия ветлечебницы, следует позаботиться о получении необходимых для осуществления деятельности документов.
Документы для создания ветеринарной клиники
Открытие ветклиники невозможно при отсутствии следующих документов:
- Свидетельство о гос. регистрации юр. лица (либо ИП);
- Правоустанавливающие документы на помещение (договор аренды либо Свидетельство о собственности);
- Заключение СЭС;
- Договоры на вывоз ТБО, а также особых медицинских отходов;
- Договоры на проведение дезинфекции, дератизации и дезинсекции;
- Заключение службы пожарного надзора;
- Документы, подтверждающие должный уровень образования и наличие определенной квалификации у персонала клиники;
- Разрешение Роспотребнадзора на размещение ветлечебницы в вашем помещении (оно выдается на основании заключения СЭС);
- Лицензия на право использования наркотических и психотропных средств в ветеринарии (при необходимости).
Если в рамках данного бизнес-плана рассматривать одновременное открытие ветеринарной аптеки, то к указанным документам добавится еще и лицензия на право ведения ветеринарной фармацевтической деятельности. Орган, осуществляющий лицензирование в этом случае, – Россельхознадзор. Чтобы узнать, какие бумаги следует подготовить для получения лицензии, обратитесь к специалистам территориального управления службы. Об особенностях лицензирования деятельности ветеринарных аптек можно узнать из следующего видео:
Инвестиционный план
Многих предпринимателей, интересующихся бизнесом в среде лечения и ухода за животными также занимает вопрос: «Как открыть ветеринарную аптеку с нуля?». Лечение домашних питомцев, как правило, не ограничивается мероприятиями, проводимыми в кабинете ветеринара, а в некоторых случаях предполагает курс приема животным тех или иных препаратов. Следовательно, одновременное открытие лечебницы и ветеринарной аптеки становится целесообразным.
Составляя бизнес-план ветклиники, на базе которой будет функционировать ветеринарная аптека, нужно учитывать следующие обязательные расходы:
- Затраты на оформление бизнеса в ФНС – 4 тысячи руб. (если регистрация юр. лица самостоятельно проводится учредителем)
- Расходы на получение необходимых лицензий – 10 тысяч руб.
- Обустройство помещения и адаптация к требованиям имеющихся СанПиН – 200 тысяч руб.
- Приобретение и установка оборудования для клиники (столы, кушетки, весы, стерилизаторы и т. д.) – 500 тысяч руб.
- Покупка и установка оборудования для ветаптеки (витрины, стеллажи, холодильная камера и т. д.) – 200 тысяч руб.
- Офисная мебель (стойка ресепшн, столы, стулья и т. д.) – 100 тысяч руб.
- Набор лекарственных препаратов и хирургических инструментов для лечебницы – 100 тысяч руб.
- Партия лекарств и средств по уходу за животными (все товары должны быть разрешены в России и иметь сертификаты) – 500 тысяч руб.
- Реклама – 50 тысяч руб.
- Прочие расходы – 20 тысяч руб.
- Резервный фонд – 200 тысяч руб.
Этот перечень расходов может быть значительно шире, если предполагается, что в рамках ветклиники будет осуществляться еще и диагностическая деятельность. В этом случае придется потратиться на закупку рентгеновского оборудования, аппарата УЗИ и оснащение лаборатории для проведения анализов. Добавьте к указанным расходам еще 800 тысяч руб.
Кроме затрат на открытие бизнес-проекта, ежемесячно нужно будет вносить арендную плату, выплачивать зарплату, погашать налоговые обязательства. Помещение для размещения ветлечебницы в идеале должно включать холл, смотровую, операционную, лабораторию и сан. узлы. Добавим к этому еще помещение аптеки, склад и комнату персонала. Общая площадь должна быть не менее 100 кв. м. Для работы ветклиники понадобится персонал из четырех человек, для ветеринарной аптеки – еще два сотрудника. Теперь посчитаем ежемесячные расходы:
- Аренда – 100 тысяч руб. (из расчета 1 тысяча руб./кв. м)
- Оплата труда – 120 тысяч руб.
- Налоги – зависят от результатов деятельности предприятия (в среднем для организаций выходит 20% от прибыли);
- Расходные материалы и лекарственные средства – 50 тысяч руб.
- Уборка помещения и прочие расходы – 50 тысяч руб.
Если сложить все перечисленные расходы, то получится сумма в 2,8-2,9 млн. руб. В эту сумму входит открытие ветлечебницы, имеющей в своем составе ветеринарную аптеку и диагностический центр. Если рассмотреть вариант с обычной ветклиникой со стандартным набором услуг (без аптеки и без диагностики), то можно уложиться в более скромный бюджет – примерно в 1,3 млн. руб.
Маркетинговый план
Изначально выбирая месторасположение будущей лечебницы для животных, важно учитывать особенности вашего региона и наличие фирм-конкурентов по близости. Этот примерный бизнес-план ветклиники рассчитан на открытие в городе с населением не менее 300 тысяч человек. Чтобы ветеринарная клиника смогла окупить вложенный в нее капитал, следует позаботиться о качественной рекламной кампании. Наиболее эффективной будет реклама на местных телеканалах и радиостанциях. Кроме того, можно использовать красочную наружную рекламу, листовки и проспекты с информацией об открытии.
Не забывайте о рекламе в интернете. На сегодня это один из самых доступных и, в тоже время, эффективных способов раскрутки бизнеса. Приток клиентов будет обеспечен, если вы позаботитесь о качестве обслуживания и достаточной широте предоставляемых услуг. Так, помимо стандартных процедур и манипуляций, можно организовать на базе ветлечебницы услуги косметического ухода за животными (стрижку, уход за когтями и т. д.)
Финансовый план и окупаемость ветклиники
Рассчитать возможную прибыль и срок окупаемости бизнес-проекта можно, отталкиваясь от средней стоимости услуг, оказываемых ветеринарной лечебницей. Так, цена на обычный прием с осмотром животного составляет примерно 300 руб. Вакцинация от разных заболеваний стоит в среднем 500 руб., исследование УЗИ – 600 руб., снимок рентген – 500 руб., стоимость проведения анализов – от 200 до 1000 руб. Стерилизация и кастрация оцениваются в 1000-1500 руб. и т. д.
Чем шире будет спектр оказываемых услуг, тем быстрее вы сможете вернуть потраченные на открытие деньги. Не менее важно установить удобное для клиентов время работы ветлечебницы. Желательно, чтобы клиника работала без выходных, оптимальный график с 9.00 до 20.00. При средней стоимости услуг 600 руб. и среднедневном количестве обращений 22 человека (0,5 часа на 1 клиента), ветклиника может в месяц приносить доход в 450 тысяч руб.
Дополнительный доход приносит деятельность аптеки. Чистая прибыль такого бизнес-проекта может составить от 200 до 280 тысяч руб. Соответственно, окупаемость может занять от 1 года до 2,5 лет.
Надо понимать, что бизнес в ветеринарии, как и любой другой, не может быть на 100% защищен от рисков. Если предприятие не будет приносить ожидаемой прибыли, потери с учетом большого объема стартовых вложений могут оказаться колоссальными. Чтобы этого не произошло, важно учитывать некоторые основные моменты, позволяющие свести к минимуму предпринимательский риск.
Как сократить риск убыточности бизнеса
Прежде всего, следует обеспечить комплексную информационную поддержку своему делу. Для этого можно создать интернет-сайт ветклиники, где клиенты могут ознакомиться с перечнем услуг, записаться на прием и оставить в последующем положительный отзыв. Необходимо поддерживать обратную связь со всеми, кто обращается в лечебницу. Это позволит отследить эффективность рекламы и быть в курсе актуальных потребностей. Относительно ветеринарной аптеки, важно еще до закупки лекарственных препаратов постараться изучить спрос (на местных форумах, путем опроса и т. д.), чтобы заполнить прилавки самыми востребованными средствами.
Не менее важно постоянно поддерживать и развивать уровень квалификации своих сотрудников и свой собственный. Ветеринария не стоит на месте. Каждый год в сфере лечения и профилактики болезней животных появляются новые средства и методы. Использование современных технологий и качественная подготовка специалистов станут вашим главным конкурентным преимуществом.