Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Рост конкуренции в бизнес-среде продолжает замедляться

Темпы роста конкуренции в среде российских предпринимателей продолжают замедляться. В список препятствий для бизнеса добавились проблемы с логистикой, кадрами, закупкой иностранной продукции и расчетами с зарубежными контрагентами.

Вита Жизневских
Эксперт ВсеЗаймыОнлайн по займам и банковским продуктам

Снизился процент предпринимателей, которые считают конкуренцию «очень или достаточно сильной». В 2020 году на этот вопрос положительно отвечали 59,5% опрошенных, в 2023 году — 54,9%.

О том, что конкуренция усилилась, говорят чуть больше половины респондентов — 51,3%. В 2020 году этот показатель был выше — 59,1%. В первую очередь это предприниматели, которые заняты в сферах туризма, торговли, здравоохранения и транспортных услуг. По традиции в этих сферах много представителей МСП. Этим объясняется усиление конкуренции внутри самого сектора.

Исполнительный директор Опоры России Андрей Шубин отмечает, что раньше главную конкуренцию для малых и средних предприятий представляли крупные компании. А в 2023 году из-за сжатия рынков респонденты в равной степени называют конкурентами крупный и малый бизнес.

Снизился процент предпринимателей, которые считают, что конкурентная среда или политика государственных органов по ее поддержанию ухудшается. Шубин связывает это мнение с изменением отношения бизнеса к работе федеральной антимонопольной службы. В текущем году доверие к деятельности этого органа по защите прав предпринимателей выразили 56,7% опрошенных. В 2020 году — всего 27,7%. Обжалования действий сотрудников ФАС получили большее одобрение, чем в 2020 году — 51,5% против 24,6.

Представители Опоры России не считают, что конкурентная среда значительно улучшилась. В качестве аргумента приводится список препятствий для работы предпринимателей. Сейчас к высоким налогам и нестабильности законодательства добавились потеря кадров и поставщиков. Также респонденты отметили трудности с логистикой, покупкой зарубежной продукции и расчетами с иностранными контрагентами

Источник: Коммерсантъ