РБК: малый бизнес компенсирует убытки экономией на маркетинге, премиях и аренде
Малый и средний бизнес (МСБ) оптимизирует текущие затраты, чтобы компенсировать снижение выручки в первом квартале 2023 года. В первую очередь предприниматели сокращают расходы на продвижение, выплату премий наемному персоналу и аренду офисных площадей.
Аналитики сервиса Platforma провели исследование «Прогноз спроса». 26% респондентов из числа субъектов МСБ отметили снижение выручки в в январе — марте 2023 года.
Чтобы минимизировать убытки, предприниматели сокращают затраты:
- 35% — оптимизировали бюджет на маркетинг и пиар
- 31% — экономят на премиях
- 26% — сменили локацию, чтобы меньше платить за аренду офиса
- 11% — отправили сотрудников в отпуск
- 8% — сократили штат
- 5,5% — перевели сотрудников на ⅔ оклада
Опрос проводили среди представителей МСБ: 47% руководителей и 53% сотрудников. Метод — онлайн-анкетирование, охват — города РФ с населением от 100 000 человек.
41% респондентов смогли сохранить обороты и удержать клиентов в январе — марте 2023 года. 20% опрошенных расширили клиентскую базу: 8,5% — значительно и 10,7% — незначительно.
27% респондентов поделились, что их компания нарастила объемы выполненных работ на 10–40%. У 30% организаций стало меньше заказчиков, а у 26% снизились обороты на 10–40%. Летом 2022 года о падении объемов реализации сообщали 34% опрошенных.
60% представителей МСБ признались, что не рискнут давать какие-либо прогнозы на 2023 год. 30% смотрят в будущее с оптимизмом, из них:
- 18% прогнозируют рост выручки
- 11,5% отметили положительный финансовый результат с начала 2023 года
Отрицательные прогнозы представили лишь 3,5% предпринимателей.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» совместно с ИКСИ и Институтом экономики роста им. П.А. Столыпина в январе 2023 года проводили похожее исследование. Согласно результатам опроса, 40% предпринимателей не планировали расширять ассортимент в ближайшие пару лет. Те, кто собирался выпустить новые продукты в 2023 году, стремились адаптировать ранее выпущенные товары под потребительский спрос.
Источник: РБК