THE TRENDS 2.0 — второй международный форум о новейших технологиях
Реклама. ООО «ТОПФРЕНД», ИНН:7701397460, ERID:2SDnjcSusG4
Подробнее

Процесс взыскания долгов станет более понятным

Работа над поправками к закону (230-ФЗ) о защите прав и интересов должников при возврате просрочки практически окончена. Как отмечают эксперты, документ позволит сделать процесс более жестким для коллекторских служб и более понятным для должников. К примеру, коллекторы должны будут извещать должников по новым требованиям, в частности о том, что просрочка продана.

Также изменяются правила передачи конфиденциальной информации и наказаний за несоблюдение этих правил, сделан более легким порядок отказа от взаимодействия с взыскателем. Граждане смогут проще отказываться от общения с коллекторами. Вводится также использование в процессе Госуслуг. В проект еще могут внести изменения, однако вносить на рассмотрение Госдумы его собираются уже во второй декаде октября. 

Поправки к 230-ФЗ называют одними из самых долгожданных на рынке потребительского кредитования. Сейчас нет единого норматива действий коллекторов, МФО, что вызывает многочисленные нарекания должников. С помощью поправок намереваются устранить проблему. В последнем варианте документа есть нормы, ужесточающие надзор и регулирование работы взыскателей. 

В поправках сохранен принципиальный момент – регулирование деятельности распространяется не только на коллекторов, но и на МФО, банки. Этот пункт вызывал недовольство участников рынка больше всего. Однако органы исполнительной власти сумели отстоять позицию и оставить этот пункт. Тем не менее до сих пор есть сомнения в том, что это изменение в конечном итоге не уберут. 

Таким образом, по части регулирования взыскания банки и МФО будут контролировать уполномоченные органы Федеральной службой судебных приставов (ФССП). В Минюсте, который является разработчиком законопроекта, отмечают, что «для взаимодействия с должниками (личные встречи, телефонные переговоры, телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи) эти организации обязаны иметь соответствующее оборудование и программное обеспечение. Кроме того, им придется осуществлять аудиозапись всех случаев непосредственного взаимодействия, а также хранить указанную информацию в течение двух лет». 

Как отмечает руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева, если поправки будут приняты, то тогда будет осуществляться лучший контроль как банков и МФО, так и коллекторских агентств. Она отмечает, что сейчас кредиторы, на которых действие закона не распространяется, позволяют злоупотреблять полномочиями. Изменения в законе, по мнению эксперта, устраняют этот пробел в законодательстве. 

Технические аспекты

Также серьезное изменение коснется и технической части работы этих представителей рынка. В частности, появятся понятия «автоматизированный интеллектуальный агент (робот-коллектор)», «телефонные переговоры», «голосовое сообщение». В Минюсте отмечают, что на законодательном уровне будет прописано то, что взыскатель несет полную ответственность за действие робота. 

Доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова Наталья Свечникова отмечает, что подобные изменения просто необходимы в сегодняшних реалиях. Применение систем искусственного интеллекта приводит к тому, что иногда необходима защита граждан от его действий. Она отмечает, что взыскатели просто «открещиваются» от их роботов, говоря, что произошел технический сбой. Естественно, ни о какой ответственности речи не идет.

При расчете лимита взаимодействия будет учитываться его вид. Так, для взыскателей это изменение может обернуться санкциями. К примеру, руководители ФССП могут ограничить какой-то из видов личного взаимодействия, но не более чем на 60 дней. 

В процесс работы внедряют портал Госуслуги. Однако действовать это нововведение начнет только с сентября 2021 года, в то время как другие нормы вступят в силу в марте, если поправки будут приняты. 

Кроме того, в документе указывается, что ЕСИА будет использоваться для идентификации должника. Уведомление о передаче долга можно будет отправлять не заказным письмом, а по электронной почте или через портал. Взыскатель обязуется отправить это письмо не в течение 30 дней, как сейчас, а за 15 дней. 

Госуслуги также будут использоваться при процедуре обязательного досудебного порядка возврата (этот порядок тоже вводится новыми правками). В суд взыскатели могут подать только в случае, если не добились ответа в течение 30 дней, или же заемщик отказался выплачивать долг самолично. Требование в том числе может быть вручено и через портал Госуслуги. 

Отказ заемщика взаимодействовать со взыскателями максимально облегчен. Понятно, что он сможет отправить отказ не только привычным образом, но и посредством электронной почты. Со следующего дня взыскатель обязуется прекратить полностью общение. Это позволит гарантировано и оперативно уведомлять должников. 

Персональные данные и информация о сумме просрочки не могут разглашаться, если на это не было получено согласие при заключение договора. Стоит отметить полезную для молодежи информацию: разглашение запрещено не только по месту работы, но и учебы. При том третье лицо, разгласившее информацию, может быть привлечено не только к возмещению убытков, но и морального вреда. 

Без права на ошибку

Изменяется порядок подачи жалобы. Заявитель должен быть идентифицирован (лично или ЕСИА). После этого запрос направляется взыскателю, который дает ответ по сумме и порядку своих действий. В соответствии с новыми правками ФССП может получить информацию о числе голосовых, текстовых взаимодействий с должником. 

Евгения Лазарева отмечает, что закон станет более жестким в плане расследования нарушений регулятором. Так, она отмечает: будет проводиться полноценная проверка, и коллекторы, МФО, банки не смогут «отговориться», что это якобы не они передавали данные в БКИ или не они разглашали информацию третьи лицам. Также эксперт отмечает актуальный во время пандемии коронавируса момент: если законом установлен льготный период, то взыскатели не имеют права общаться с заемщиком.
Информация была полезна?
13 оценок, среднее: 4.8 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie