Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Экономисты прогнозируют новый минимум ключевой ставки ЦБ

Юрий Муранов
Главный редактор

Символы финансового рынка пророчат политику смягчения от Центробанка. Заявления Набиуллиной о замедлении темпов экономической активности достаточно, чтобы ожидать снижения ставки на 0,5 п.п. 

24 июля 2020 года Центробанк снизит ключевую ставку. Это уже третий раз подряд. По мнению экспертов отечественных и иностранных банков, такое решение регулятор принимает из-за кризисных явлений вызванных волной коронавируса и обвалом цен на нефть. 

На пресс-конференции Эльвира Набиуллина появилась в костюме с брошью голубя на лацкане пиджака. Это заметили журналисты. В финансовых кругах голубь — символ сторонников мягкой денежно-кредитной политики.

19 июня 2020 года ЦБ установил ставку на отметке 4,5%, снизив предыдущую на 1 п.п. Показатель приобрел статус — исторического минимума. По прогнозам Bloomberg ставка снизится еще на 0,5 п.п. до отметки 4%. 

Политика главного регулятора страны в этот кризисный период коренным образом отличается от  мер, принимаемых ранее — ЦБ всегда повышал ставку, для поддержания курса рубля. Сегодняшний курс направлен на смягчение политики. 19 марта ставка была снижена на 0,5 п.п. до 5,5%, 19 июня — до 4,5%, что было вызвано резким снижением цен на рынке черного золота и коронавирусной инфекцией.

В своем обзоре «О чем говорят тренды» Центробанк указал, что ковид и карантин привели снижению экономического развития, и как следствие— замедлению инфляции. По мнению ЦБ инфляция может опуститься ниже установленного уровня таргета на 4%. Из данных Росстата в мае ее показатели были 3,02%, а в июне 2020 года ускорились до 3,21%. 

В первом полугодии рост цен останется несколько ниже уровня, который необходим для стабилизации инфляции на уровне 4%»

По заявлению Набиуллиной, свидетельства о низкой инфляции позволяют банку снижать ключевую ставку. По словам Алексея Заботкина, первого заместителя председателя ЦБ по денежно-кредитной политике, в интервью Reuters «дальнейший темп снижения, вероятно, будет постепенным, что связано с тем, что существенная часть пространства для смягчения была использована».

Аналитики в обзоре Bank of America (BofA) сходятся во мнении, что одного такого заявления Набиуллиной о замедлении темпов экономической активности достаточно, чтобы ожидать снижения ставки на 0,5 п.п. Они также не исключают роста цен в 2021 году на 3,5% и значительного падения ВВП в 2020 году. В обзоре BofA они указали: «мы видим риск завершения периода смягчения на 4%, так как Банк России может начать концентрироваться на инфляционных рисках по мере восстановления экономики».

По мнению аналитиков Ренессанс Капитала — Софьи Донец и Андрея Мелащенко— Центробанк в сентябре возьмёт паузу из-за сужающегося окна для продолжения политики смягчения, потому что спрос восстанавливается. Они также ожидают, что на заседании в пятницу ЦБ снизит ставку на 0,5 п.п.

Текущий цикл (снижения) может закончиться в июле. В случае второй волны эпидемии коронавируса мы видим ставку на уровне 3,5%». Из их слов «инфляция в июле ускорится до 3,5% в годовом выражении, а к 4% вернется только в четвертом квартале 2020 года. Аналитики Ренессанс Капитала — Софьи Донец и Андрея Мелащенко— Центробанк

Кирилл Соколов, главный экономист Совкомбанка, также считает,что упавший спрос в экономике говорит о необходимости снижения процентного пункта.

К 13 июля недельная инфляция вернулась к 0,1% после скачка до 0,3% в начале июля из-за повышения тарифов ЖКХ. Годовая инфляция выросла до 3,4%, но остается существенно ниже целевых 4%». Кирилл Соколов, главный экономист Совкомбанка

Александр Исаков, экономист ВТБ Капитала по России и СНГ, считает что у ЦБ есть три причины для снижения ключевой ставки на 0,25 п.п. Первое, это неопределённость в том, «насколько выраженной будет реакция цен на смягчение ДКП, уже предпринятое по различным каналам»; второе, такого снижения на 0,25 п.п. ожидает финансовый рынок,  а значит, оно будет более предсказуемым; третье, от осторожности регулятора зависит снижение рисков по корректировке его же политики.

Сведения о деловой активности сейчас сильно разнятся.

Деловые настроения серьезно улучшились, собственные данные Банка России по потокам в платежной системе держатся выше нормы, но показатели промпроизводства за июнь слабые. В сигнале Банка России будет небольшой оптимизм по деловой активности вместе с настойчивыми указаниями на сложность интерпретации данных. Александр Исаков, экономист ВТБ Капитала по России и СНГ

Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка также склоняется к снижению показателя регулятора на 0,25 п.п. Она считает, что экономика, исходя из июньской статистики, понемногу восстанавливается, но «ЦБ скорее будет смотреть на динамику реальных располагаемых доходов, сократившихся на 8% во втором квартале».

По мнению, Сергея Романчука, оценить результат на коротких дистанциях сложно: «В оценках развития ситуации от регулятора чувствуется некоторое желание уже не ускорять развитие событий, а посмотреть, как принятые решения скажутся на денежном рынке и повлияют на экономику».

Авторы обзора Nordea считают, что оба варианта снижения на 0,25 и 0,5 п.п. одинаково возможны, но первый более вероятен. По их мнению: «Внешняя среда и мировые финансовые рынки были довольно спокойными в последнее время». Поэтому легкое ослабление рубля на 2% с последнего решения ЦБ о ставке не может быть препятствием для снижения ставки.

Курс Банка на ДКП вызвал споры о новом нейтральном диапазоне ключевой ставки (на сегодняшний день это ключевая ставка плюс 2–3 п.п., то есть при таргете 4% нейтральный диапазон составляет 6–7%).

Аргументов за коррекцию диапазона за последний год прибавилось. Более низкий диапазон нейтральной ставки может создать больше пространства для монетарного смягчения в ближайший месяц из-за очевидного провала экономической активности. Эльвира Набиуллина

Но такие перемены можно ожидать к сентябрю или даже октябрю, когда Центробанк представит основные направления денежной политики на 2021–2023 годы.

Детальное обсуждение оценок по ключевой ставке пройдет на совете директоров. Из заявления Заботкина Reuters: «Мы поделимся итогами этого обсуждения. Уточненные оценки будут использованы при подготовке обновленного прогноза». 

Иван Чакаров главный экономист Citibank по России и СНГ считает, что все эти тонкие намеки на то, что «нейтральный диапазон ключевой ставки может быть пересмотрен, только добавляют неуверенности в том, где находится дно текущего цикла([смягчения ДКП) и как будет меняться ключевая ставка после восстановления экономики».

На вопрос  журналистов, когда голубь на плече Набиуллиной сменится ястребом, Заботкин ответил: «Когда возникнут значительные риски устойчивого превышения инфляцией цели вверх». По мнению Орловой, повышение ставки — это «не вопрос ближайших двух лет как минимум». Она сказала: «Мы здесь будем сильно зависеть от того, что будут делать мировые центральные банки и ФРС (обещает держать ставку около нуля до конца 2022 года)». 

Романчук тоже считает, что это перспектива на 2021 год.

Тайминг можно увязать с тем, что мы попрощаемся с негативным влиянием пандемии, а она, очевидно, не прекратится раньше 2021 года. Сергей Романчук