На финансовый рынок пришли принципиально новые игроки
Надия Черкасова, член совета директоров, управляющий директор НБ "Траст" на конференции по микрофинансированию сделала интересный доклад, который вызвал дискуссию. По мнению женщины-банкира, пока классические банки расширяют сети, тратят деньги на открытие офисов, на рынок выходят принципиально новые ироки, которые пока что не воспринимаются банками всерьез в качестве конкурентов. И напрасно! Это сотовые операторы, крупные торговые сети, социальные сети. Появляются интересные бизнес-конструкции. Уже сегодня Фейсбук может похвастаться успехами на поприще денежных переводов, в США социальные сети получают лицензии на банковские услуги.
При этом в соцсетях умеют разговаривать на одном языке с клиентами, подписчиков великое множество. Альянс МФО и поисковых систем, социальных сетей с банками, выпуск торговыми сетями собственных карточных продуктов - это уже не новость на рынке. А то, что точек сотовых операторов больше чем филиалов у любого банка - это факт. То есть, рынок микрофинансирования многим интересен и по мнению Надии Черкасовой, если банки хотят остаться на этом рынке, они должны быть максимально мобильными и открытыми для нового. Иначе в будущем пока гиганты спорят между собой о долях рынка, их аудитория уйдет в он-лайн, к тем, кто может предложить услуги быстрые и понятные.
Продажи в он-лайн - это одно из направлений для банков и МФО. Электронная коммерция пока что составляет 20% от общего торгового оборота, но с каждым годом эта цифра будет расти. В последний год эта деятельность продемонстрировала 40% прирост. Для микрофинансовых организаций поиск нишевых продуктов и работа на локальных рынках, работа с он-лайн сервисами - это один из успешных путей развития своего бизнеса. "Рынок будет жестким в ближайшие три года, мир меняет стремительно, предлагая новые вызовы для классических игроков финансового рынка", - высказала свое мнение Надия Черкасова.
Кроме того, Надия Черкасова назвала мифом мнение об аудитории МФО, как о неблагополучном населении, которое берет займы на алкоголь и "дозу".
По мнению банкира со стажем, аудитория МФО - это люди, которым нужны деньги здесь и сейчас, на какую-то вещь, услугу или "до зарплаты". К тому же есть целый ряд вполне благополучных граждан, для которых банковские кредиты недоступны. Это молодые люди, которые "подрабатывают", но не имеют постоянного места работы, пенсионеры, те, у кого "серые" зарплаты. А также жители маленьких поселков и городков, где банки никогда свои отделения не откроют. Обращение в МФО для таких категорий граждан - единственный способ получить доступ к заемным средствам.