Краткий словарь микрофинансового рынка составили в СРО «МиР»
Нелегальных МФО не бывает, поскольку это не просто аббревиатура, это статус компании, который присваивается после получения номера в реестре Банка России. Об этом финансовым журналистам рассказала Виктория Побединская, PR директор СРО «Микрофинансирование и Развитие» в ходе обучающего дня конкурса «Рублевая зона».
Как нельзя быть банком просто так, нужно получить банковскую лицензию, чтобы иметь право позиционировать себя в качестве кредитной организации, так и микрофинансовой организацией нельзя «прикрываться», если не получен номер в реестре ЦБ.
Она отметила, что иногда в СМИ мелькают сообщения о том, что МФО «потеряла лицензию». Микрофинансовая деятельность не подлежит лицензированию, для ее осуществления требуется подать документы в ЦБ и получить статус МФО, компанию вносят в реестр под определенным номером, о чем выдается Свидетельство.
То есть при исключении МФО из реестра можно говорить о потере номера в реестре, соответственно, статуса МФО, но не об «отзыве лицензии». Среди распространенных ошибок со стороны журналистов именование инвестиций в МФО вкладами.
«Вклад» - это термин, имеющий отношение исключительно к банковскому рынку. МФО не имеют права называть свои программы вкладами. Фирмы, которые делают это, вводят граждан в заблуждение. Вклад подразумевает защиту средств по системе АСВ, чего на рынке микрофинансов не предусмотрено.
МФО имеют право привлекать инвестиции, причем, не все и не у всех. МФК (микрофинансовые компании), к которым регулятор предъявляет повышенные требования, в том числе по размеру капитала, вправе работать с инвестициями физлиц.
А вот МКК (микрокредитные компании) могут привлекать только деньги от своих акционеров и от юридических лиц. Ограничена и сумма вложений для инвесторов из числа граждан – вложить меньше 1, 5 миллионов нельзя. Поэтому в материалах, посвященных рынку микрофинансов нужно писать об инвестициях, о вложениях, но не о вкладах.
Кроме этого, МФО хотя и кредитуют население и предпринимателей, выдают не кредиты, а займы. Это тоже относится к терминологии, закрепленной в законодательстве. Представитель СРО «МиР» отметила, что понимание терминов рынка помогает журналистам разобраться в целом в функционировании микрофинансового рынка. Для самого рынка – это вопрос формирования адекватного имиджа.