Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Курсы валют
Услуги
Страхование
Журнал
Еще
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Кредитные кооперативы: работа в пандемию

Юрий Муранов
Главный редактор

Выступления спикеров

Имаев Руслан Мунирович — директор Союза организаций кредитной кооперации, Председатель Совета Лиги КС

В период пандемии показатели деятельности кооперативов стали падать. В 2017 году количество кредитных потребительских кооперативов на сентябрь было 2735, в 2018 — 2361, в 2019 — 2063. В период пандемии количество КПК стало уменьшаться, и к сентябрю 2020 года их количество составило 1982. 

Другие показатели также подверглись снижению. Общее количество членов (пайщиков) на сентябрь 2017 года составило 1 047 000 человек, на тот же период 2018 года — 953 000, на 2019 — 837 000 человек. На сентябрь 2020 года количество пайщиков составило 712 300 человек. 

Общий портфель займов составил 61,5 млрд рублей, 58,3 млрд рублей, 56,5 млрд рублей на сентябрь 2017, сентябрь 2018 и сентябрь 2019 года соответственно. В период пандемии этот показатель упал до 43,7 млрд рублей (на сентябрь 2020 года). 

Швачко Николай Александрович — ведущий специалист Юридического департамента НП «Национальный совет финансового рынка»

Пандемия оказала сильное влияние на малый и средний бизнес. Были приняты различные меры поддержки для бизнеса, в том числе и для кредитных кооперативов. Например, в 2020 году были выделены средства из резервного фонда на поддержку КПК. Господдержка будет осуществляться вплоть до июля 2021 года (индивидуально в зависимости от региона). 

Ивашкина Татьяна Борисовна — генеральный директор Национального союза кредитных потребительских кооперативов и их объединений «Лига кредитных союзов»

«Лига кредитных союзов» отправляла запросы в регулятор ЦБ. В период пандемии деятельность КПК пострадала, поэтому это повлекло за собой много вопросов. Например, что делать, если у пайщика нет возможности оплатить заем? Как КПК работать в новом удаленном режиме? 

Во многих странах были предприняты меры поддержки кредитных кооперативов в этот сложный период. Например, отсрочки платежей. Для этого создавались резервные фонды. Помощь предоставлялась безоговорочно. Но в нашей стране действуют другие правила — нужно было подтвердить, что ты имеешь право на помощь. 

Первой страной, которая организовала резервный фонд, была Австралия. Она также является первой страной, которая организовала работу КПК удаленно. Сотрудники даже задерживались допоздна за компьютером, если нужно было доделать какую-либо работу или пообщаться с клиентами. На поддержку КПК эта страна выделила 19 миллиардов долларов. Великобритания выделила 20 миллиардов долларов, также выделили деньги Шотландия и Польша. 

Бадураева Эржена Пурбоевна — Председатель правления «Кредит-партнер»

По сравнению с сентябрем 2019 года в 2020 году в этом месяце количество пайщиков увеличилось — с 2191 до 2605 соответственно. Уровень просрочки за тот же период увеличился с 6,6% до 7,7% соответственно. 

В пандемию компания предприняла ряд действий:

  • Создание оперативной комиссии
  • Анализ рисков и финансовых показателей
  • Создание плана мероприятий

Также была проведена умная оптимизация затрат, направленная на сокращение издержек и ненужных расходов с одновременным увеличением оборотного капитала и общей прибыли. Компания тщательно продумала и кредитную политику — ужесточили процедуру скоринга, провели анализ портфеля и сегментацию. При этом не увеличивали перечень документов по заявкам, процентную ставку и иные условия по займам. 

В сберегательной политике тоже были приняты следующие меры:

  • Разработка акционных программ, расширение линейки
  • Обучение кредитных экспертов
  • Возврат по первому требованию, своевременность выплат
  • Применение штрафных санкций при досрочном расторжении договоров
  • Повторные продажи (звонки, SMS-рассылки)

Была проведена работа с просроченной задолженностью, которая включала в себя обучение сотрудников по работе с должниками, рефинансирование, мониторинг залогового обеспечения и т. д. Также была изменена технология продаж. Были внедрены активные продажи (рекомендации, звонки, активности), размещена реклама в Интернете, организованы акции и розыгрыши. Были направлены меры на повышение лояльности пайщиков, ежедневный мониторинг кредитных экспертов.

Сотрудники работали в специальной CRM-программе. Работа с пайщиками велась в удаленном режиме — заявки можно было отправлять онлайн (скидка по займам 1%), также можно было онлайн оплатить займ и подписать договор. 

Новикова Татьяна Сергеевна — советник Кредитного потребительского кооператива «Первое Мурманское общество взаимного кредита»

Татьяна дала советы малому и среднему бизнесу как выживать в пандемию. Например, в организации должен быть антикризисный комитет, который помогает мобилизовать компанию на принятие быстрых решений с высокой исполнительной дисциплиной и быстрыми результатами. 

Антикризисный комитет проводит совещания с сотрудниками, контролирует ключевые показатели, анализирует риски и т. д. 

Также нужно выделить список проблем — потенциальных точек роста для улучшения работы организации. Например, плохое знание сегмента рынка, с которым работает компания, отсутствие системы контроля качества и современных технологий, отсутствие знаний о рынке и т. д. 

Чтобы решить проблему компании, нужно применять комплексный подход и рассматривать все проблемы с точки появления причин этой проблемы и определения действий, которые могут исправить текущую ситуацию.

Ольга Васильевна — заместитель Генерального директора АО «Д2 Страхование»

В пандемию перед многими компаниями встали следующие вопросы: Ради каких целей создан КПК? Что делать в кризис? Нужно ответить на них и предпринимать действия для улучшения ситуации.

Затраты на ведение бизнеса увеличиваются, при этом доходы становятся ограниченными. Это сложная ситуация для многих компаний.

Ольга сравнила МФО и КПК и пришла к выводу, что между ними много общего. Например, участие в СРО, предоставление информации в БКИ, нахождение в реестре ЦБ и т. д.