ФАС будет следить за манипулированием ценами на маркетплейсах и агрегаторах
После многолетнего обсуждения Госдума приняла новый вариант законопроекта Федеральной антимонопольной службы (ФАС), контролирующий конкуренцию между торговыми площадками. Он запрещает крупным игрокам рынка манипулировать ценами и занимать доминирующее положение на рынке.
Доля покупок, совершенных онлайн, растет с каждым годом, причем большая часть прибыли приходится именно на маркетплейсы и агрегаторы. В 2022 году Борис Едидин, представитель Ассоциации юристов России, отмечает, что интернет-площадки стали оказывать серьезное влияние на рынки товаров и услуг, хотя еще совсем недавно никто не считал их конкурентами офлайн-бизнеса.
Теперь же под действие нового антимонопольного закона подпадают все крупные маркетплейсы, среди которых Ozon, Сбермаркет, Wildberries, Яндекс.Такси, Ситимобил и другие. Кроме того, он может распространиться и на специализированные сервисы по подбору персонала, поиску жилья и автомобилей.
При этом новый закон никак не ограничивает деятельность крупных маркетплейсов. Он будет вступать в силу лишь в случаях нарушений агрегаторами прав других участников рынка. Например, если они будут умышленно занижать цены на товары и услуги. Новый антимонопольный проект, по мнению юриста Ростислава Каца, поможет справиться с этой проблемой и сохранит здоровый уровень конкуренции между гигантами и мелкими предпринимателями.
На кого распространится регулирование
Антимонопольный закон коснется онлайн-площадок, доминирующих на рынке. Этот статус получат маркетплейсы, соответствующие следующим критериям:
- Более 35% общего количества сделок на рынке происходят на платформе
- Ее деятельность оказывает серьезное влияние на офлайн-торговлю
- Ее годовая выручка превышает 2 миллиарда рублей
Популярность торговых площадок среди продавцов и рекламодателей растет с увеличением их аудитории. Платформу начинают активнее использовать для продвижения своих товаров и чаще упоминать. Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель называет эту ситуацию «сетевым эффектом». Он уточняет, что антимонопольный закон нужен, чтобы не допустить того, чтобы площадка злоупотребляла своей популярностью и мешала другим сервисам и продавцам выходить на рынок.
Помимо этого, закон будет контролировать крупные сделки по покупке компаний от 7 миллиардов рублей, совершенные на цифровом рынке. Таким образом, ФАС хочет предотвратить ситуации, когда крупный агрегатор, скупая конкурирующие компании, становится монополистом и блокирует выход на рынок для новых мелких компаний.
Конкуренция
Представитель неназванного маркетплейса отметил, что указанные в законопроекте определения доминирующего положения компании непонятные и расплывчатые. Он считает, что регуляторам стоит обращать внимание на то, контролирует ли площадка цены и мешает ли выходу на рынок новых игроков в конкретном регионе.
Например, сервис заказа такси «Максим» не является основным в стране, но доминирует в отдельных населенных пунктах, где отсутствует «Яндекс». Компания не дает возможности новым сервисам зайти на рынок. Сейчас с этим ничего нельзя сделать. После принятия закона последние смогут обратиться в ФАС за помощью.
Артем Соколов, президент ассоциации компаний интернет-торговли, отмечает, что текущая версия законопроекта предусматривает регулирование только для транзакционных площадок, на которых происходит обмен товарами между покупателями и продавцами. Однако в нем нет пунктов, касающихся нетранзакционных платформ — мессенджеров, поисковиков, социальных сетей.
Они аккумулируют огромное количество пользователей по всему миру. Так, предприниматели и компании продвигают и продают свои товары и услуги через социальные сети и общественные площадки даже без встроенных в них платежных инструментов. «Сетевой эффект», о котором мы упоминали ранее, у таких площадок также впечатляющий, но его пока никто не планирует контролировать.
Цели регулирования
Сергей Учитель отмечает, что ФАС не стремится регулировать цены на маркетплейсах, но планирует следить за действиями, ограничивающими свободную конкуренцию, например, манипуляциями и сговорами, и пресекать их.
Антон Горелкин, депутат IТ-комитета Госдумы, объяснил в своем канале в Телеграме, что принятие законопроекта ограничит «рыночную власть» компаний. Они не смогут давить на производителей и поставщиков и манипулировать ценами.
Депутат добавил, что для России важно не допустить злоупотреблений со стороны платформ, выросших во время пандемии. Многие из них претендуют на монополию. Однако доступ к рынку должен быть равным для всех компаний, в том числе малого бизнеса и стартапов.
Источник: Forbes