Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Курсы валют
Услуги
Страхование
Журнал
Еще
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

ФАС будет следить за манипулированием ценами на маркетплейсах и агрегаторах

После многолетнего обсуждения Госдума приняла новый вариант законопроекта Федеральной антимонопольной службы (ФАС), контролирующий конкуренцию между торговыми площадками. Он запрещает крупным игрокам рынка манипулировать ценами и занимать доминирующее положение на рынке.

Вита Жизневских
Эксперт ВЗО по займам и банковским продуктам

Доля покупок, совершенных онлайн, растет с каждым годом, причем большая часть прибыли приходится именно на маркетплейсы и агрегаторы. В 2022 году Борис Едидин, представитель Ассоциации юристов России, отмечает, что интернет-площадки стали оказывать серьезное влияние на рынки товаров и услуг, хотя еще совсем недавно никто не считал их конкурентами офлайн-бизнеса.

Теперь же под действие нового антимонопольного закона подпадают все крупные маркетплейсы, среди которых Ozon, Сбермаркет, Wildberries, Яндекс.Такси, Ситимобил и другие. Кроме того, он может распространиться и на специализированные сервисы по подбору персонала, поиску жилья и автомобилей.

При этом новый закон никак не ограничивает деятельность крупных маркетплейсов. Он будет вступать в силу лишь в случаях нарушений агрегаторами прав других участников рынка. Например, если они будут умышленно занижать цены на товары и услуги. Новый антимонопольный проект, по мнению юриста Ростислава Каца, поможет справиться с этой проблемой и сохранит здоровый уровень конкуренции между гигантами и мелкими предпринимателями.

На кого распространится регулирование

Антимонопольный закон коснется онлайн-площадок, доминирующих на рынке. Этот статус получат маркетплейсы, соответствующие следующим критериям:

  • Более 35% общего количества сделок на рынке происходят на платформе
  • Ее деятельность оказывает серьезное влияние на офлайн-торговлю
  • Ее годовая выручка превышает 2 миллиарда рублей

Популярность торговых площадок среди продавцов и рекламодателей растет с увеличением их аудитории. Платформу начинают активнее использовать для продвижения своих товаров и чаще упоминать. Партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель называет эту ситуацию «сетевым эффектом». Он уточняет, что антимонопольный закон нужен, чтобы не допустить того, чтобы площадка злоупотребляла своей популярностью и мешала другим сервисам и продавцам выходить на рынок. 

Помимо этого, закон будет контролировать крупные сделки по покупке компаний от 7 миллиардов рублей, совершенные на цифровом рынке. Таким образом, ФАС хочет предотвратить ситуации, когда крупный агрегатор, скупая конкурирующие компании, становится монополистом и блокирует выход на рынок для новых мелких компаний. 

Конкуренция

Представитель неназванного маркетплейса отметил, что указанные в законопроекте определения доминирующего положения компании непонятные и расплывчатые. Он считает, что регуляторам стоит обращать внимание на то, контролирует ли площадка цены и мешает ли выходу на рынок новых игроков в конкретном регионе.

Например, сервис заказа такси «Максим» не является основным в стране, но доминирует в отдельных населенных пунктах, где отсутствует «Яндекс». Компания не дает возможности новым сервисам зайти на рынок. Сейчас с этим ничего нельзя сделать. После принятия закона последние смогут обратиться в ФАС за помощью.

Артем Соколов, президент ассоциации компаний интернет-торговли, отмечает, что текущая версия законопроекта предусматривает регулирование только для транзакционных площадок, на которых происходит обмен товарами между покупателями и продавцами. Однако в нем нет пунктов, касающихся нетранзакционных платформ — мессенджеров, поисковиков, социальных сетей. 

Они аккумулируют огромное количество пользователей по всему миру. Так, предприниматели и компании продвигают и продают свои товары и услуги через социальные сети и общественные площадки даже без встроенных в них платежных инструментов. «Сетевой эффект», о котором мы упоминали ранее, у таких площадок также впечатляющий, но его пока никто не планирует контролировать.

По этой причине представитель Wildberries в интервью для СМИ отметил, что законопроект нуждается в существенной доработке. Для улучшения конкуренции в нем должны быть учтены и правила контроля за работой нетранзакционных платформ. 

Цели регулирования

Сергей Учитель отмечает, что ФАС не стремится регулировать цены на маркетплейсах, но планирует следить за действиями, ограничивающими свободную конкуренцию, например, манипуляциями и сговорами, и пресекать их.

Антон Горелкин, депутат IТ-комитета Госдумы, объяснил в своем канале в Телеграме, что принятие законопроекта ограничит «рыночную власть» компаний. Они не смогут давить на производителей и поставщиков и манипулировать ценами.

Депутат добавил, что для России важно не допустить злоупотреблений со стороны платформ, выросших во время пандемии. Многие из них претендуют на монополию. Однако доступ к рынку должен быть равным для всех компаний, в том числе малого бизнеса и стартапов.

Источник: Forbes