Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Минфин сокращает бюджет

Юрий Муранов
Главный редактор

Минфин предлагает меньше тратить. В планах — отказаться от индексации зарплат чиновников. 

Грядет оптимизация расходов государственного бюджета. Под сокращение попали не только доплаты чиновникам, дотации региональным бюджетам при выполнении губернаторами KPI, но и оборонные расходы. 

20 июля 2020 года Минфином была опубликована методика расчета предельных базовых бюджетных ассигнований на три ближайших года. По ее данным Министерство предложило снизить расходы по незащищенной части ассигнированного бюджета на 2021-2023 годы. А именно, отказаться от индексации зарплат для чиновников и перенести реформу оплаты труда федеральных на период после 2023 года и сократить ассигнование по госпрограмме вооружений (ГПВ) на 5%. Все эти меры в комплексе должны обеспечить баланс в бюджетных расходах, который из-за пандемии и обвала цен на нефть значительно истощился.

В 2021 году сокращение бюджетных ассигнований в общей сложности составит 1,428 трлн рублей (сюда же 856,4 млрд рублей экономии за счет оптимизации бюджетных расходов и 365,3 млрд рублей за счет их переноса на текущий год). В 2022 году сокращение объема бюджетных ассигнований предполагается в 1,892 трлн рублей. В 2023 году —1,364 трлн рублей. Эти данные взяты из документа Минфина.

Из письма Антона Силуанова следует, что данный вариант трехлетнего  расчета бюджетных ассигнований, был рассмотрен 7 июля 2020 года на совещании у премьер-министра Михаила Мишустина. По ожиданиям Минфина дефицит бюджетных средств за 2020 год составит 5%.

Министерство предлагает ввести «оптимизацию» расходов федерального бюджета в 2021–2023 годах. Это по сути сути сокращение расходов «незащищенной» части бюджета. По 50-и статьям расходы снизятся на 10%, исключением будут “дотации по региональным бюджетам,по  расходам на социальные пособия, пенсиям военнослужащим, которые в отличие от гражданских пенсий платятся из федерального бюджета, а не из бюджета ПФР, и так далее, на содержание судебной системы, обслуживание госдолга и межбюджетные трансферты внебюджетным фондам”. Минфин предлагает на те же 10% «оптимизировать» расходы на «обеспечение деятельности органов управления внебюджетных фондов», то есть административные расходы руководства фондов.

Подобное сокращение по бюджетным расходам последний раз предпринималось в 2016 году, после обвала цен на нефть и сокращение нефтегазовых доходов. Сейчас же Минфин решился на беспрецедентный шаг — сокращение оборонных расходов. Расходы по государственной программе вооружений будут сокращены на 5% в 2021–2023 годах.

По данным методики, за счет оптимизации расходных статей (сюда же относится и  сокращение программы вооружений на 5%) бюджетные траты снизятся на 856,4 млрд рублей в 2021 году, на 846,7 млрд рублей в 2022-м и на 833,2 млрд рублей в 2023 году. 

Министерство не указывает денежный объем по сокращению госпрограммы вооружений. Общее снижение нерасписанных расходов составит 258,2 млрд рублей в 2021 году, 192 млрд рублей в 2022-м и 198,2 млрд рублей в 2023 году, вытекает из из документов ведомства.

Бюджетные расходы будут сокращаться в соответствии с действующим законом о бюджете на 2020–2022 годы. В 2021 году законом предусмотрены бюджетные расходы на общую сумму в 21,2 трлн рублей, в 2022 году — на 22,4 трлн рублей.

В 2020 году Ведомство планирует потратить 23 трлн рублей. Данная сумма превышает объем расходов, одобренных бюджетным правилом. Такое отклонение оправдано необходимостью восстановления экономики от пандемии коронавируса. В 2021 году Минфин планирует сократить расходы даже в номинальном выражении относительно высокой базы 2020 года.. Такое отступление от бюджетного правила временная мера  — это «контрциклическая бюджетная политика в период циклического спада экономики», подчеркивали в Минфине. В 2022 году министерство планирует вернуться к действующему бюджетному правилу.

Минфин предполагает наряду с 10% сокращением бюджетных расходов отказаться от индексации окладов госслужащих в 2021 году, говорится в документе. Ведомство Антона Силуанова в очередной раз уже прибегает к пропуску одобрения по ежегодному повышению зарплат чиновникам, в качестве меры обеспечения сбалансированности бюджета: «индексация для госслужащих приостанавливалась во время кризиса 2014–2017 годов. Затем в течение трех лет с 1 октября зарплаты чиновников ежегодно увеличивали на уровень инфляции за предыдущий год».

В 2018 году средняя зарплата госслужащих в федеральных органах власти составляла 126,6 тыс. рублей (данные за 2019 год Росстат пока не предъявил), самые высокооплачиваемые из них— сотрудники правительственного аппарата — 240,4 тысяч рублей в 2018 году и администрации президента — 236,7 тысяч. рублей. Министерство не дает  общую оценку экономии по бюджетным средствам за счет пропуска индексации зарплат чиновникам в 2021 году. А вот отказ от повышения зарплат госслужащим, занятым в сфере обеспечения обороноспособности страны, сэкономит госбюджету 15,2 млрд рублей в 2021–2022 годах.

Министерство вынесло предложение по экономии 118,5 млрд рублей в 2021-2022 годах за счет перенесения зарплатной реформы федеральных чиновников «за пределы ближайшей трёхлетки». По этой реформе, по словам Силуанова, с одной стороны ожидалось увеличение постоянной части оклада для госслужащих, а с другой — «оптимизацию бизнес-процессов и сокращение числа чиновников».

Ведомство также предлагает сэкономить ещё 150 млрд рублей на отказе от выплаты  дотаций региональным бюджетам при выполнении губернаторами KPI. По системе оценки работы региональных глав, утвержденной президентом Путиным «Об эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов России», предполагается 15 критериев: естественный прирост населения, уровень доверия к власти, уровень бедности и другие. Как заявил Максим Орешин, экс-министра экономического развития, а ныне помощника президента «система рассчитана на поощрение, а не на наказание». Мотивацией для губернаторов служила прибавка к региональному бюджету.