Что будет с рынком лизинга в 2022-2023 годах
Ближайшие два года лизинговый рынок ожидает стагнация. Национальное рейтинговое агентство рассказало о причинах этого, а также о том, насколько он сократится, и что его может поддержать в кризис.
Для российского рынка лизинга 2021 год стал удачным. Было заключено 410 415 лизинговых договоров, что на 38% больше, чем в 2020 году. В прошлом году было предоставлено в лизинг 564 681 предметов, что на 44% превышает показатель предыдущего года.
Однако в ближайшие два года лизинговый рынок ожидает стагнация. Она объясняется последствиями финансовых и внешнеторговых санкций. Об этом сообщило Национальное рейтинговое агентство в своем аналитическом обзоре.
Такие факторы как инфляция, нарушение логистики по доставке иностранного оборудования, нарушение взаимосвязи с зарубежными партнерами негативно отразятся на лизинге.
Сегодняшний кризис в лизинге характеризуется несколькими факторами:
- Нехваткой товаров по большей части лизинга
- Высокими кредитными ставками в первом полугодии текущего года
- Снижением объема инвестиций в основной капитал
В рамках базового сценария агентство прогнозирует, что число новых лизинговых договоров может снизится на 40-50%, а число предметов лизинга — от 45 до 55%. Спад на лизинговом рынке будет прослеживаться до первого квартала 2023 года по мере уменьшения ключевой ставки до уровня 10-12% и создания новых логистических цепочек.
Сокращение числа передаваемых предметов лизинга первостепенно будет прослеживаться в сфере автотранспорта. Это обусловлено снижением реальных доходов граждан России, а также одновременным влиянием трех негативных факторов:
- Спада в производстве транспортных средств по всему миру из-за дефицита комплектующих и полупроводников
- Действия санкционных мер
- Разрыва логистических цепочек
Под воздействием этих факторов сокращение в сегменте может достичь 60%. Однако, по мнению НРА, оно может быть частично возмещено лизингом авто с пробегом и возвратным лизингом. На высокотехнологичное оборудование будет сохраняться спрос в 2022 году, но этот сегмент на фоне санкционных мер все равно сократится на 40%.
Сектор водного и ж/д транспорта, а также спецтехники тоже ждет падение, но в меньших масштабах. Это обусловлено реализацией крупных инфраструктурных проектов, программами обновления транспортного парка в субъектах РФ, пролонгацией ж/д лизинга, хоть и в меньших объемах. Сектор спецтехники сократится на 30%, а сектор транспорта — на 15-20%.
Ускоряющиеся темпы инфляции частично возместят снижение показателя объема нового бизнеса. В агентстве считают, что он снизится в этом году на 30-35%. Доля лизинга в ВВП может сократиться до 1,2-1,3% по сравнению с прошлым годом. В 2021 году она составляла 1,7%. Это значение приближено к показателям стран с развитой экономикой. Например, в США доля лизинга в ВВП составляет 2,1%, в Германии — 1,9%, а в Китае — 1,9%.
Объединение лизинговых компаний будет происходить за счет поглощения региональных участников рынка и выхода некоторых компаний из него. По пессимистичному сценарию число лизинговых компаний может составить в 2022-2023 годах 360-380 организаций, снизившись на 20-25%. Десятка топовых лизинговых компаний по активам будет занимать 70% рынка.
Уменьшение числа компаний обусловлено также уходом из нашей страны иностранных участников. Сейчас они приостановили свою деятельность в России.
В НРА считают, что лизинг в России могут поддержать постепенное уменьшение ключевой ставки до уровня 10% и стабилизация денежно-кредитной политики. Однако этого стоит ожидать не раньше середины 2023 года. Привлечение МСП на лизинговый рынок также поможет отрасли в кризис.
Источник: НРА