Минфин РФ представил предварительную оценку исполнения госбюджета за январь-август 2023 года
По данным Минфина, расходы и поступления в бюджет РФ в первые восемь месяцев 2023 года в целом соответствовали целевым параметрам из закона о бюджете (466-ФЗ). По ненефтегазовым доходам отмечена позитивная динамика. Структурный дефицит не превышает параметры, заложенные в 466-ФЗ.
Динамика поступлений
Доходы в федеральный бюджет в январе — августе 2023 года составили 16 990 млрд рублей (минус 3,5%).
Структура доходов федерального бюджета за январь — август 2023 года:
- Ненефтегазовые доходы — 12 155 млрд рублей, плюс 24,2% к отчетному периоду 2022 года. К таким поступлениям относятся НДС и налог на прибыль
- Нефтегазовые доходы — 4 836 млрд рублей, минус 38,2%
Доходы от ненефтегазовых источников значительно превышают динамику, заложенную в 466-ФЗ.
Невыполнение плана по нефтегазовым доходам связано с несколькими факторами:
- Снижением стоимости нефти бренда «Юралс»
- Сокращением объемов и стоимости экспортируемого газа
- Эффектом высокой базы 2022 года — в 2022 году экспорт нефтепродуктов, нефти и газа превысил показатели 2021 года на 43%
По предварительным оценкам Минфина, среднемесячная динамика нефтегазовых поступлений превышает базовый уровень восемь триллионов рублей в год.
Устойчивость бюджетной системы к экономическим шокам обусловлена несколькими факторами:
- Накоплением дополнительных нефтегазовых доходов в 2022 году
- Использование средств Фонда Национального Благосостояния
Дополнительные средства идут на покрытие недополученных доходов от нефтегазовой отрасли.
Динамика расходов
Затраты госбюджета с марта 2023 года находятся под контролем. Ускоренное финансирование на закуп товаров, работ и услуг для государственных нужд наблюдалось лишь в первые два месяца 2023 года.
Предварительная оценка бюджета показала, что расходы за январь — август 2023 года составили 19 351 млрд рублей (плюс 12%). В отчетном периоде 2022 года затраты отмечены на уровне 17 315 млрд рублей.
Эксперты ведомства оценивают первичный структурный дефицит (разница между суммой ненефтегазовых и нефтегазовых доходов и суммарными расходами федерального бюджета) как стабильный, существенно не превышающий параметры закона о бюджете.
Любые непредвиденные расходы будут погашены за счет нераспределенных резервов и из средств Соцфонда.
Источник: Минфин РФ, СПРФ, Ведомости