Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Курсы валют
Услуги
Страхование
Журнал
Еще
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Рост экономики России в июле сменился спадом

Российская экономика в июле продемонстрировала положительные индикаторы после обвального падения в предыдущие четыре месяца. Однако в последний месяц лета благоприятное изменение ВВП остановилось.

Юрий Муранов
Главный редактор

Макроэкономические показатели за июль продемонстрировали экономический рост в первый раз после сильного спада с марта по июнь текущего года. Снижение ВВП замедлилось с 4,9% в июне до 4,3% в июле в годовом выражении. 

В последний месяц лета благоприятное изменение показателя ВВП остановилось, по оценке Минэкономразвития. Большая часть россиян по-прежнему продолжает отказываться от покупки вещей, а также товаров продолжительного пользования. 

В августе основная часть опережающих показателей в промышленности, а именно в обработке, улучшилась, а динамика услуг, наоборот, существенно ухудшилась, по данным PMI S&P Global. 

Отраслевой индекс уменьшился с 54,7 в июле до 49,9 пунктов в августе. Композитный индекс деловой активности PMI, а именно промышленность плюс услуги, уменьшился из-за этого с 52,2 до 50,4 пунктов. Эксперты объясняют это тем, что реальные показатели оказались лучше прогнозируемых в феврале-марте этого года.

Увеличение ВВП в июле по сравнению с июнем могло составить 0,5-0,7% с поправкой на сезонность, а уменьшение по году с 4,9% в июне до 4% в июле, по данным авторов Telegram-канала MMI. Минэкономразвития в макрообзоре указали факторы, поддерживающие экономику России в июле, а эксперты Райффайзенбанка пришли к выводу, что главный отрицательный вклад в изменение ВВП во второй месяц лета пришелся на торговлю. 

Снижение розницы замедлилось, но при этом спад оптовой торговли в июле ускорился с 18,3% в июне до 25,4% в июле. В некоторой степени это объясняется существенным улучшением состояния запасов в промышленности, в том числе за счет запуска параллельного импорта. 

Аналитики Райффайзенбанка объясняют уменьшение ВВП сниженным внутренним потребительским спросом, а также сокращением внешнеторговых объемов из-за санкционных мер и снизившихся поставок газа в страны Евросоюза в период с июня по июль этого года. Таким образом, в июле улучшение экономического положения не является устойчивым, поскольку его поддержали внешние факторы.

Активный рост в строительной сфере и военном заказе поспособствовали отскоку ВВП июле, считают аналитики Telegram-канала MMI. Скачок обусловлен эффектом базы. Например, в июне прошлого года рост стройки составил 12,1% год к году, а в июле он снизился до 4,1%. 

В августе и первую неделю сентября существенно ухудшились показатели потребительского спроса, который продемонстрировал признаки стабилизации в июле. В период с 29 августа по 4 сентября расходы на товары и услуги год к году увеличились на 5,4% по сравнению с предыдущими двумя неделями, когда они выросли соответственно на 7,5% и 8%, по данным СберИндекса. 

Снижение показателей на товарных рынках год к году ускорилось до 3,4% в первую очередь за счет покупки непродовольственных товаров. Это меньше майских показателей равных 3,1%. 

Динамику розничной торговли в последний месяц лета аналитики Telegram-канала MMI оценили в минус 9-9,5%, тогда как в предыдущие три недели оценивали соответственно на уровне -8,8%, -9,6% и -10,1%. При этом причин для повышения потребительского спроса в сентябре авторы канала не видят.

Результаты исследования портала Romir в период с 22 по 28 августа показали, что в российских городах, где численность населения составляет выше 10 000 человек, наиболее востребованным методом смягчения экономических сложностей является отказ от дорогих товаров и приобретений длительного пользования.

Отмечается, что процент тех граждан, которые экономят на дорогих покупках, вырос с 45% до 56%. Сократилось количество россиян, экономящих на товарах первой необходимости и еде — с 26% до 18%. Те, кто переживает экономические затруднения путем снижения затрат на товары первой необходимости и еду, акцентируют свое внимание на продукцию по акциям и скидкам. Доля таких составляет 62%. 

Индекс экономической уверенности, который выражает текущее положение и ожидания респондентов, в первый раз с конца июля продемонстрировал небольшое увеличение, по данным Romir. Похожая динамика прослеживалась по показателям Центробанка и Росстата. 

Итоги исследования показали, что у тех россиян, у кого телевидение используется как источник информации, индекс увеличился на семь пунктов, а для тех, кто для этого использует YouTube, индекс снизился на 10 пунктов.

Источник: Коммерсантъ