Представители ФНС, ОПОРЫ РОССИИ, Минэкономразвития, ТПП РФ проанализировали состояние бизнеса в период пандемии
Бизнес переживает нелегкие времена. Статистику, тенденции и прогнозы, предложения по решению насущных проблем озвучили эксперты различных учреждений и ведомств. Аналитики считают, что большинство компаний осталась на плаву только благодаря господдержке.
По данным ФНС в мае 2020 года вдвое замедлилась динамика открытия и ликвидации предприятий РФ по сравнению с прошлым годом. Вместо 22,3 тысяч предприятий, созданных в мае 2019 года, в мае 2020 года начали действовать 11,2 тысяч юридических лиц, а вместо 52 тысяч закрылись 32 тысячи. Предприниматели считают, что все процессы замедлились в связи с карантином. Последние пять месяцев количество вновь открывшихся предприятий сократилась в связи с оптимизацией финансовых потерь.
Динамика снижения
Из данных ФНС следует, что число зарегистрированных юрлиц, по сравнению с предыдущим годом, сократилось вдвое. Самое большое число новых компаний составили ООО, их было открыто почти 11 тысяч. Помимо этого были зарегистрированы 730 некоммерческих организаций и 64 акционерных общества. ИП следуют общим тенденциям, в этом году появление новых предприятий сократилось до 27 тысяч, что в 2,4 раза меньше, чем в прошлом году.
Однако, ликвидированных компаний тоже стало меньше. В мае 2019 было ликвидировано 54 тысячи организаций, а в этом только 32 тысячи. Число закрытых ИП тоже сократилось до 37 тысяч против 52 тысяч в прошлом году.
В Минэкономразвития считают, что снижение роста новых юрлиц связано с пандемией. При этом снижение числа ликвидированных предприятий говорит о том, что меры поддержки государства для бизнеса принесли ожидаемый положительный результат.
Бизнес на паузу
Владислав Корочкин первый вице-президент «Опоры России» пояснил, что в кризис всегда замедляются все экономические и финансовые процессы. Тем не менее, предприниматели не спешат ликвидировать бизнес. Об этом говорит тот факт, что во время карантина в два раза увеличилось число компаний, выставленных на продажу. По словам Курочкина, продать бизнес проще и выгоднее, чем инициировать процесс ликвидации. Кроме того, по его словам, большая часть закрытых компаний — это фирмы-однодневки, закрытые ФНС.
По словам Сергея Катырина, главы ТПП РФ, снижение темпа роста ликвидации компании не означает, что в целом кризис легко переносится. У большинства не было финансовой подушки, чтобы спокойно пережить сложные времена. По прогнозам Катырина, возврат к исходным показателем у бизнеса займет от полугода до 2 лет. При этом необходима государственная поддержка, кредиты под низкий процент, а также снижение налоговой ставки. Существующими льготами воспользовались только 1/3 бизнеса в РФ, и только 30% из них отмечают, что меры им помогли.
Сложности с господдержкой были даже у крупных компаний. Например, «Эвотор» не смог получить льготный кредит. В целом по РФ нет ни одного региона, в котором бы количество торговых точек вернулась бы к прежнему уровню, а многие компании приостановили деятельность.
Тенденции и прогнозы
Дмитрий Орехов, управляющий директор рейтингового агентства НКР заявил, что основной факт снижения числа ликвидаций компаний — это полугодовой мораторий на банкротство компаний, введенный в апреле 2020 года правительством. Если должник попал в список отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса или в список системообразующих предприятий — он не может инициировать процедуру банкротства. Кроме того, на динамику оказало влияние и закрытие некоторой части отделений ФНС.
Евгений Миронюк, аналитик «Фридом Финанс» пояснил, что, по итогам второго квартала, ВВП может сократиться, в годовом выражении, на 8-16%. На динамику, по его словам, также оказало влияние падение доходов граждан и рост безработицы.
Миронюк добавил, что антикризисные меры государства предотвратили массовую ликвидацию предприятий. В частности, положительно повлияла на бизнес отсрочка по уплате страховых взносов и налогов, а также по кредитным платежам. Кроме того, на поддержку занятости выдавались беспроцентные кредиты и начислялись субсидии на каждого сотрудника, продолжающего работу.