Известия: у 45% малого и среднего бизнеса выручка сократилась, а у 27,5% выросла в 2022 году
По данным совместного исследования Промсвязьбанка, общественного объединения «Опора России» и маркетингового агентства «Magram Market Research», 45% представителей малого бизнеса отметили сокращение выручки в 2022 году.
У 27,5% компаний доходы выросли, а у 27,5% не изменились. Если рассматривать всех субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), 42% сообщают о снижении выручки, 18% — о росте, 40% — об отсутствии каких-либо финансовых изменений с 2021 года. Сильнее всего объем выручки сократился у микробизнеса, а меньше всего — у среднего.
Стагнацию и падение доходов они связывают со снижением спроса на товары после пандемии и в результате санкций. Кроме того, влияют на ситуацию общая экономическая нестабильность, усложнение логистики и финансовых цепочек, дефицит кадров.
За 2022 год прекратили свою работу 33 000 микропредприятий. При этом общее количество субъектов малого и среднего бизнеса увеличилось на 2,1%. Больше всего компаний открылось в Калмыкии (прирост на 20,9%), Чечне (12,2%) и Ингушетии (11,8%).
Увеличение прибыли ряда субъектов МСП связан с образованием новых ниш после ухода с российского рынка зарубежных компаний. Динамика особенно заметна в сфере поставок товаров для крупного бизнеса, отметили эксперты Российского союза промышленников и предпринимателей. Так, 20% представителей производственного сектора наблюдают снижение конкуренции, рост спроса и появление новых возможностей для получения государственной поддержки.
Сильная сторона малого бизнеса — гибкость и адаптивность. Такие компании быстро реагируют на любые изменения на рынке и быстро перестраиваются, приспосабливаясь к новым условиям, и выходят на новые рынки.
Источники: Известия