Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

МФО – это серьезный игрок финансового рынка

Юрий Муранов
Главный редактор

Рынок МФО – достаточно лакомый кусок для банков. На вопросы журналиста ответил главный исполнительный директор компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов.

Сотрудничаете ли вы с банками в плане получения от них информации о потенциальных заемщиках, которые не прошли андеррайтинг в банке и могут обратиться в вашу МФО? Опишите схему взаимодействия.

Мы сотрудничаем с банками по этому вопросу. Если банк отказывает клиенту в выдаче кредита в силу различных причин (нет кредитной истории либо она испорчена), то клиент направляется в МФО. От этого сотрудничества выигрывают все, в том числе и клиент. Банк сохраняет качество портфеля и лояльность клиента, МФО получает потенциального клиента, который, благодаря микрозайму может приобрести или исправить кредитную историю, а клиент получает необходимую сумму, а в будущем – возможность взять кредит в банке.

Какие каналы продаж вы используете (если исключить горячий спрос, когда люди сами к вам приходят и просят заем)? Например, смс-рассылки по определенным базам клиентов (другое).

Для продвижения мы используем такие каналы как Интернет, телевидение. Компания реализует ряд партнерских программ, наши агенты могут сами привлекать клиентов и оформлять заявки. Агенты распространяют рекламные объявления в местах, где их может увидеть наш потенциальный клиент. Рекомендации существующих клиентов также играют большую роль в продвижении.

На ваш взгляд, создание МФО банками – эта идея витает в воздухе, есть удачные примеры создания банками аффилированной МФО. Какие здесь плюсы и минусы для ваших коллег-банкиров вы видите и для себя.

Рынок МФО – достаточно лакомый кусок для банков. На фоне замедления роста банковской розницы рынок МФО демонстрирует уверенную позитивную динамику, а главное – потенциал. Объем рынка МФО по итогам 2013 года составил 85 млрд рублей, что составляет 0,2-0,3% от рынка розничного кредитования в стране. В то же время, по нашим оценкам, рынок МФО имеет потенциал роста до 350 млрд рублей. В связи с этим, на этот рынок хотят попасть многие.

Но важно помнить, что МФО – это серьезный игрок финансового рынка со своей спецификой, скоринговыми системами, которые нужно сперва отстроить. Не все это умеют. Принципы розничного кредитования не работают для МФО и наоборот. Сегодня, на мой взгляд, будущее не за созданием МФО на базе банков. Новая и правильная тенденция – сотрудничество этих двух игроков.

Банк передает «плохого», по его оценке, клиента МФО. МФО работают с такими клиентами лучше. Об этом свидетельствует наша статистика. К примеру, тот клиент, который хорошо платил у нас (еженедельно), перестает платить в банке (ежемесячно). 24% бывших заемщиков МФО через 4 месяца после получения кредита в банке уже имеют просрочку более 90 дней. О чем это говорит?

О том, что только МФО умеют работать с такими клиентами. И достаточно успешно. Более того, став клиентами МФО и улучшив свою кредитную историю, такие клиенты уже не хотят возвращаться в банк – таких клиентов 31%.

Если банки примутся создавать свои МФО, то насколько это усилит конкуренцию на рынке микрофинансирования?

Мы не считаем, что это сильно усилит конкуренцию. На то, чтобы построить эффективный бизнес, способный конкурировать на рынке, нужно время. Более того, тенденция сейчас говорит о том, что на рынке игроков становится все меньше и прироста новых участников не наблюдается. По данным ЦБ на II квартал 2014 года рост числа МФО в России снизился практически в 7,5 раз и составил 4% в квартал. Это говорит о насыщении рынка компаниями, а также об ужесточении политики регулятора по отношению к МФО. Такой тренд сохранится.

Какие продукты МФО станут драйвером развития сектора в 2015 году?

Новых, ярких продуктов на рынке не появится. Будут «работать» длинные займы, займы до зарплаты и займы для малого и микробизнеса.

Государственное регулирование отрасли продолжится, в каком русле, на ваш взгляд? Что ожидать МФО в 2015 году: обязательное участие в СРО, запрет на работу с маткапиталом?

Не правильно чего-то «ожидать». МФО сами как полноценные игроки рынка должны стимулировать развитие отрасли, выносить государству на обсуждение предложения по регулированию. Только тогда рынок достигнет такого же уровня развития как банковский. Именно этому способствуют СРО, в частности, СРО НП «МиР», вклад которого в формировании стандартов рынка очень большой. Государство, как и крупные игроки, и наша компания, конечно же, заинтересованы в формировании цивилизованного рынка. Будущее именно за таким сотрудничеством, от которого в конечном итоге выиграет клиент.

В какие города и населенные пункты пойдут новые МФО, как вы думаете? Будут развивать офисы или дистанционные выдачи? (тренды развития)

Проникновение банковских услуг в регионах в городах до 50 тысяч практически нулевое. И именно на этом рынке мы видим наши возможности.

Какие риски необходимо учесть в 2015 году? Сократится ли количество МФО из-за электронной отчетности, и в целом большего контроля за рынком? Уйдет часть игроков?

В 2015 году рынок микрофинансирования ждет дальнейшее сокращение числа участников рынка, по моей оценке, в два раза. Уже сейчас мы видим, что рост числа МФО в России снизился практически в 7,5 раз и составил всего 4% в квартал (в прошлом году – 30% в квартал). Тенденция к уменьшению числа МФО говорит об очищении рынка и его большей прозрачности.

В этих условиях мы как транспарентная компания, работающая в соответствии с лучшими стандартами, принятыми в мировой практике, ежегодно инвестируем в рынок свои ресурсы и экспертизу, чтобы продвигать дальше и компанию, и индустрию в целом, менять имидж и отношение к МФО. На этом рынке нужны качественные игроки, готовые вести правильный бизнес, проводить аудит, предоставлять прозрачную отчетность, готовые вкладывать, как и мы, в развитие сектора.

Основные риски рынка МФО в 2015 году и как их избежать?

Мы считаем, что в будущем году МФО могут столкнуться с проблемой фондирования. Банки до сих пор остерегаются предоставлять большие кредитные линии для микрофинансовых организаций, а позволить себе размещение облигаций могут только крупные игроки этого рынка, которые уже давно работают, имеют стабильное положение на рынке и спрос на свои услуги.