Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Что известно о снижении цен на овощи в России

Не все овощи из «борщевого набора» подешевели. Президент поставил задачу не допустить галопирующего роста цен на продукты питания

Вита Жизневских
Эксперт ВсеЗаймыОнлайн по займам и банковским продуктам

Замглавы Минпромторга Виктор Евтухов рассказал о снижении цен на овощи и мерах по сокращению стоимости перевозки продуктов. Он утверждает, что в так называемом «борщевом наборе» снизилась стоимость некоторых овощей. Цена на морковь и картофель упала за последние полтора месяца на 40 и 20% соответственно.

Евтухов ссылается на слова президента Владимира Путина. Тот ранее поставил задачу не допустить галопирующего роста цен на продукты питания и потребовал снизить цены на овощи из «борщевого набора». Пока результаты не впечатляют.

Галопирующий скачок был, если сравнивать цены текущего года с прошлым. Перед Пасхой взлетели цены на яйца. Но их стоимость яиц позже восстановилась, цены упали даже ниже тех, которые были комфортны для производителей. 

Росла стоимость мяса. Рост был кратковременным, а затем последовало снижение. Цены взлетели как раз во время майских праздников, когда в России традиционно открывается шашлычный сезон. Инфляция на продукты питания составила порядка 4–5%.

Но по «борщевому набору» цены действительно сильно выросли.На некоторые позиции они увеличились в два раза, если сравнивать с показателями прошлого года. Все это привлекло внимание Владимира Путина. Он дал поручение заняться решением данного вопроса.

Сейчас идет активное снижение цен. Помидоры и огурцы находятся в комфортном для потребителей диапазоне цен. Пока не дешевеют лук и капуста. Капуста не падает в стоимости из-за позднего урожая. Соответственно, ее цена должна начать снижение в сентябре. Аналогично и с луком. Евтухов уверяет, что ежегодно «борщевой набор» дорожает, а затем падает в цене. Тут дело в сезонности. 

В ближайшие 2–3 недели ожидается дальнейшее снижение цены на картофель. Если судить по калибру картофеля, который уже уродился, то можно предположить, что урожай в текущем году окажется не особо хорошим. Ритейлу сложно будет работать с мелким картофелем. Потребители предпочитают крупный. 

Дело в том, что картофель покупают все. Требования к нему высокие. Он должен быть и крупный, и мытый, и нормально упакованный. Когда картофель выходит мелкого калибра, сетям приходится нести большие потери. Среднестатистический покупатель возьмет крупный картофель, а мелочь потом придется выбросить.

По мелкому картофелю торговые сети уже договорились с производителями, что они будут поставлять его уже в упаковке. Тогда ритейл не станет перекладывать потери на упаковку в цену.

Евтухов напоминает, что ранее наблюдалась нестабильная ценовая ситуация с растительным маслом и сахаром. Пришлось подписать соглашения между производителями и ритейлом. Цены на масло и сахар тех категорий, по которым они были подписаны, сохраняются на том же уровне уже много месяцев. Даже несмотря на то, что соглашение по сахару уже прекратило свое действие.

Чиновник отмечает, что ритейл неохотно ставит высокие наценки на социально значимые товары. На данные позиции, наоборот, снижают цены. Они образуют потребительский трафик. Если поставить цены на популярные у покупателей товары ниже, чем у остальных, то можно обеспечить магазину большой поток клиентов. 

На товары, которые пользуются спросом, некоторые компании устанавливают нулевую или даже отрицательную торговую наценку. Но при этом отрицательные наценки на социально значимые товары перекладываются на другие категории. Обычно в первую очередь дорожают премиальные позиции.

В основном ритейл зарабатывает за счет очень больших оборотов и широкого ассортимента. На некоторые позиции устанавливают наценку, которая может достигать и 200%. 

Евтухов утверждает, что с точки зрения монетарных мер поддержки государство ритейлу никогда на помогало и не помогает. Ритейлу в целом и не нужна помощь. Это сама по себе прибыльная отрасль. Компании развиваются. Постоянно открываются новые точки. Чтобы привлечь внимание потребителя, приходится улучшать сервис и внешний вид существующих.

Чиновник не может сказать, что требования к поставщикам сейчас жесткие. За последние годы было принято много изменений в закон о государственном регулировании торговой деятельности в России. Они как раз выравнивали экономическую силу поставщиков и ритейла в субъектах страны. Ранее ритейл доминировал. Это продолжалось годами, но сейчас он пришел к равновесному состоянию.

Евтухов утверждает, что ему не стыдно за российскую торговлю. Она стала многоформатной. В России много крупных торговых сетей, есть немало средних, малых и мобильных ритейлеров. В стране работают над развитием малых форматов торговли. Для этого уже разработан законопроект. Если новый состав Государственной думы с Советом Федерации смогут прийти к компромиссному решению, закон примут. 

Ранее Владимир Путин давал поручение по развитию малых форматов торговли. Он говорил в том числе и о развитии ярмарок. Их количество планировалось увеличить вдвое. Евтухов считает важным вовлечь как можно больше продукции в оборот, чтобы не было резкого скачка цен, дефицита. Он утверждает, что власти делают все возможное, чтобы каждый потребитель мог выбрать продукты на свой вкус и по выгодной стоимости.

Из-за слишком жесткой регуляторики количество рынков в стране существенно сократилось. Если рассматривать временной промежуток в 10 лет, то число рынков сократилось в 6 раз. Уже внесен закон о рынках, который должен упростить процедуру их создания. Рынки и ярмарки Евтухов считает важным для россиян направлением. Они востребованы в регионах. 

Вице-премьер Виктория Абрамченко недавно поручила Минтрансу, Минпромторгу и Минсельхозу проработать меры по снижению цен на перевозку продуктов. Это большая проблема, которая пока обсуждается. Автоперевозки подорожали. Только за два месяца они прибавили треть к своей стоимости. Это не может не сказаться на стоимости товара.

Минтрансу пришлось провести несколько совещаний с транспортниками, производителями и ритейлом. Их призывали не повышать цены на товары, которые лежат в основе российской потребительской корзины. Ритейл пока идет на уступки. 

Сейчас довольно высокая доля транспортных издержек закладывается в цену продуктов. В данный момент нет оснований для значительного роста цены перевозки продуктов автотранспортом. Из-за эпидемиологической ситуации наблюдается нехватка мигрантов. Приходится приглашать на работу более высокооплачиваемых специалистов. 

Евтухов утверждает, что продовольственная инфляция сейчас заметна во всем мире. Коронавирусная пандемия обострила ситуацию. Это коснулось как продовольствия, так и других групп товаров. Власти договариваются с крупным и средним ритейлом о прямых договорах с производителями, чтобы нивелировать скачки цен.

Дефицит какого-либо товара на рынке стимулирует резкий рост его стоимости, а перенасыщение им приводит к падению цены. Такое положение дел невыгодно всем — и производителям, и ритейлу. Если заключить прямой договор, в котором есть формула стоимости, можно добиться относительной стабильности. Все повышения будут происходить в пределах инфляции по стране. 

Государство поддерживает производителей сельскохозяйственной продукции. Власти помогают устанавливать партнерские отношения бизнесу, если в этом возникает необходимость.

В России ни разу не воспользовались правом правительства устанавливать предельно допустимую наценку в регионе на какой-либо продукт питания из социального списка, если его стоимость за 60 дней выросла на 10% и более.

Это право есть у властей, но они предпочитают договариваться, а не использовать рычаги давления. В противном случае могут появиться некоторые риски. Дело в том, что давление может стать причиной снижения качества товаров и оттока инвестиций. Поэтому государство в решении ценового вопроса выбрало мягкую стратегию. Оно помогает предпринимателям налаживать партнерство с интересующими их предприятиями.