Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

ЕПС И ОСБУ для МФО

Юрий Муранов
Главный редактор

«Узкие места» перехода на единый план счетов.

Сегодня мы обсудим переход МФО на единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета, отметим основные проблемы и дадим небольшие практические рекомендации по выбору ПО. Поможет нам Ольга Михеенко, директор  «Центра обслуживания НКО».

Расскажите об обязанности МФО перейти на новые стандарты бухгалтерского учета. Сроки, нюансы.

- Не только банки, но и МФО,  ломбарды, КПК,  страховые компании, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), участники рынка ценных бумаг, управляющие инвестиционными фондами и НПФ, специализированные депозитарии находятся под надзором Банка России. Еще с 2015 года Центробанк начал перевод своих «подопечных» на новые стандарты бухучета. Он разработал и принял нормативные акты, предусматривающие изменение плана счетов, порядка учета хозяйственных операций и отчетных форм. То есть переход на ЕПС и ОСБУ касается не только МФО. Страховщики, например, уже совершили этот переход с начала 2017 года. Для нас, микрофинансистов, «час икс» - 1 января 2018 года. Кстати, это еще не конец, с 1 января 2019 года, МФК и МКК, кредитные кооперативы ждет переход  на электронную бухгалтерскую (финансовую) и надзорно-статистическую отчетность в формате XBRL.

Для тех, кто думает, что у Банка России много поднадзорных, и он может «не уследить», можно отсидеться, спешу разочаровать – Большой Брат видит вас! За нарушение требований компаниям грозят штрафы и исключение из реестра. Для МФО это означает прекращение деятельности.

Вы обслуживаете МФО, скоро уже нужно вести бухучет по-новому, в какой стадии у микрофинансистов процесс внедрения нового программного обеспечения, разработки методологии?

- Вы, наверное, больше в теме, чем некоторые МФО, которые находятся у нас на обслуживании. Те, кто ведут бухгалтерию,  надеются «перескочить» на ЕПС в последний момент, как у нас любят в России. Сразу скажу, что не получится. Многие, кто отдал бухгалтерию на аутсорсинг,  думают, что за них все решат аутсорсеры, сами купят за них ПО, при этом хотят, чтобы ценник остался прежним. Объяснить, что цены на ПО-решения колеблются от 50 до 300 тысяч, при этом все они довольно «сырые» и потребуют доработки и доплаты,  довольно трудно. Небольшие компании просто не в состоянии оценить объем задач и серьезность вопроса. Думается, что многие компании просто закроются, или уйдут «в тень». Мы с «черными кредиторами», естественно, не работаем, поэтому планируем переход на ЕПС для компаний, готовых сообща решать задачу.

Вы уже анализировали ПО? Что можете посоветовать?

- Как уже сказала, нет идеальной программы, которую установил и… поехали! Почти все требуют шлифовки, подгонки. Но когда слушаешь рекламу,  создается впечатление, что готовность 100%. Это нужно помнить, особенно директорам компаний, которые сами бухгалтерии часто не касаются.  Надо отметить, что наибольшее количество решений с ЕПС создано на платформе 1С 8.3. Но есть и исключения. Это разработчики банковских ПО и они предлагают отдельные продукты для МФО.

Кто-то предлагает программы для бухгалтерского учёта  вместе с полноценным операционным контуром или бэк офисом. Это позволяет попутно автоматизировать  бизнес-процессы и управленческий учёт. Эти программы подходят для крупных МФО и настройка их достаточно сложна. Если покупать  отдельно программу для оперативного учёта, нужно быть готовым к доработке модуля, который обеспечит обмен с бухгалтерской системой ЕПС-ОСБУ.

Обращать внимание стоит и на общение с разработчиками, как уже отмечено, практически все программы придется «доводить до ума», то есть IT-специалисты  вам на какое-то время станут, как родные. Если вам желают спихнуть коробочный продукт, не особо стремятся отвечать на вопросы, насторожитесь. Важно - лучше обслуживать программу по изучению и внедрению непосредственно у разработчика.

В защиту разработчиков ПО можно сказать, что до сих пор требования Центробанка уточняются, формируются, поэтому им сложно выдать по-настоящему готовый продукт рынку.

Но желание идти навстречу клиенту, прилагать совместные усилия по внедрению программы, чтобы она работала без сбоев – это чувствуется на первых же этапах общения. Были такие случаи, когда я задала вопросы, мне сказали, что перезвонят, но... так этого и не сделали. Я так понимаю, менеджер рассчитывал на то, что его продукт купят после первой же презентации.

Удобно, если у компании есть демо-версия. А то разговор «на пальцах» часто заходит в тупик. Мы уже выбрали решение для себя, протестировав около 10 продуктов. Называть не буду, чтобы мои рекомендации не стали рекламными.

Если МФО осознает, что ей «не потянуть» самостоятельно переход на ЕПС и ОСБУ, может она обратиться к вам и, так сказать, присоединиться? Если можно, то уже на правах рекламы, с ценами.

- Мы предлагаем переход на ЕПС и ОСБУ только тем компаниях, которые находятся у нас на бухгалтерском обслуживании. Мы не продаем установку ПО или обучение персонала в МФО «на сторону». Стоимость обслуживания от 30 000 рублей в месяц.

Стоимость и варианты обслуживания, мес.

№ пп/п

Параметры определения стоимости

МИКРО

ПРОФ

ПРОФ+

11

Количество заключенных договоров займа

До 100

100 - 200

От 200

22

Количество сотрудников

До 5

5 - 10

От  10

33

Количество подразделений

-

До 5

От 5

4

Стоимость обслуживания, руб.

30 000

40 000

От 50 000

В стоимость включено:

  • ведение деятельности в программе 1С
  • создание ЭЦП
  • занесение всей первичной документации
  • ведение кадровых дисциплин
  • расчет заработной платы
  • расчет налогов и создание платежных поручений
  • ежеквартальная отчетность в ИФНС, ФСС, ПФР, ЦБ РФ, Росфинмониторинг
  • ежемесячная отчетность в ЦБ РФ, ПФР

В отчетность в ЦБ РФ входят отчет о деятельности микрофинансовой организации, отчет о персональном составе руководящих органов. Ответы на предписания и запросы от ЦБ РФ в рамках обслуживания.

В любом случае это дешевле, чем покупать на фирму ПО, обучать и контролировать собственного бухгалтера. Для вас будут работать: главный бухгалтер, бухгалтер по зарплате, бухгалтер по кассовой дисциплине. А также в штате есть юристы, специализирующиеся на МФО и отдельный юрист по 115-ФЗ.

Если нанимать специалистов в штат, а еще оплачивать отпускные, декретные и т.п, то очевидно, аутсорсинг все же дешевле во всех отношениях. Даже когда речь не только о покупке дорогостоящего ПО. Присоединяйтесь!