Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Как микрофинансистам саморегулироваться на Руси

Юрий Муранов
Главный редактор

На какой стадии находится в настоящее время закон о СРО микрофинансовой отрасли? Много СРО - хорошо или плохо для рынка? Каковы будут стандарты для СРО? На вопросы журналиста Юлии Зиберт ответил директор СРО НП «МиР» Андрей Паранич.

Случается, что МФО не понимают, чем занимается СРО и воспринимают обязательное членство, как неизбежное зло, с уплатой членских взносов. Тем более есть негативные примеры (строительная отрасль), когда членство и правда формальное и СРО часто не дает никаких плюсов для его участников. Что делается в настоящее время, чтобы на рынке микрофинансов не появилась куча таких вот формальных СРО?

Подготовленный проект закона «О саморегулировании на финансовых рынках» предполагает, что СРО будет совсем не много. Речь идет о двух-трех саморегулируемых организациях на каждый сектор финансового рынка. То есть такой ситуации, как в строительной отрасли, не может быть в принципе – количество СРО будет ограничено законом. У СРО будет определенный перечень функций, которые они должны будут выполнять. Главная из них – разработка стандартов деятельности компаний – участников рынка.

Стандарты будут разрабатываться СРО на базе лучших практик рынка, согласовываться с Банком России, после чего саморегулируемые организации будут контролировать выполнение этих стандартов участниками рынка. Значительная часть нареканий на работу СРО в тех отраслях, где членство уже обязательно, сводится к тому, что СРО создает компенсационный фонд, который дорого обходится членам СРО, при этом участники СРО не получают от этого никаких заметных преимуществ.

На направлении финансовых рынков создание саморегулируемыми организациями компенсационных фондов не предполагается. Не стоит забывать, что СРО во многом выполняет функции, в наличии которых заинтересованы сами участники рынка. Членам СРО интересно, чтобы организация принимала участие в разработке законов и других нормативных актов, занималась продвижением рынка в целом, а также обеспечивала возможность свободного обмена информацией и совместной работы. СРО может взять на себя заботу о создании инфраструктуры рынка. Так, например, СРО НП «МиР» инициировала создание специализированного БКИ для микрофинансовых компаний и занимается поиском и отбором поставщиков лучших технологических решений для МФО.

На какой стадии находится закон об обязательном членстве МФО в СРО? Какие пункты точно войдут в закон. А какие еще обсуждаются?

На сегодняшний день закон еще не внесен в Государственную Думу. Он находится в Правительстве России и активно обсуждается различными ведомствами. Сейчас еще рано утверждать со стопроцентной уверенностью, что те или иные пункты точно войдут в закон. Я предполагаю, что в законе будет пункт, предполагающий, что СРО будет обязана разработать базовые стандарты и утвердить их в ЦБ РФ. Причем, после утверждения в ЦБ РФ, эти стандарты будут обязательны для всего рынка.

Таким образом возможна такая ситуация, что одна СРО разработала базовые стандарта, а другая СРО вынуждена их принять. Также, полагаю, что в закон войдет пункт о необходимости согласования сметы СРО с Банком России – СРО должна будет доказать, что у нее достаточно денег для выполнения надзорных функций. Этот пункт как раз направлен на противодействие появлению формальных СРО, которые будут брать с участников рынка минимальный взнос и не выполнять своих функций. В каком именно виде ограничение числа СРО войдет в закон – непонятно, но пока оно из текста закона не исчезло.

Будет ли возможность в регионах объединяться в региональные СРО?

Если закон будет ограничивать число СРО двумя-тремя организациями на всю страну, то очевидно, что в регионах своих СРО не будет.

Есть ли у СРО какая-то ответственность за своих членов?

У СРО практически нет компенсационного фонда, поэтому убытки, которые клиент понес из-за действия компании – члена СРО, саморегулируемая организация компенсировать не будет. СРО несет ответственность за некачественно проведенную проверку членов СРО. Она наступает в том случае, если в ходе проверки СРО не смогла выявить нарушения, имевшие место в деятельности МФО. Ответственность за некачественную проверку будет носить административный, а не финансовый характер. Штрафовать СРО за то, что один из ее членов что-то нарушил, не будут.

Ваше видение этой темы – сколько должно быть СРО, какие требования к ним должны применяться, какие стандарты должны быть обязательны для всех МФО?

На мой взгляд, СРО должно быть немного – две, максимум три организации. Те требования, которые на сегодняшний день есть в законопроекте, кажутся мне достаточно разумными. Мы согласны с перечнем обязательных стандартов, прописанном в законопроекте: это стандарт по защите прав потребителей, стандарт по внутреннему контролю, стандарт по корпоративному управлению и стандарт по работе на финрынках. После принятия закона данные стандарты станут обязательными для всех МФО, входящих в СРО. В дополнение к ним СРО НП «МиР» планирует разработать еще ряд стандартов, отвечающих насущным потребностям рынка. На данный момент в наших планах разработка десяти стандартов (включая пять базовых), однако вполне вероятно, что их будет больше.