Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Рынок микрофинансов – часть финансовой системы страны

Юрий Муранов
Главный редактор

МФО, КПК и ломбардам предстоит «очиститься» и завоевать симпатии народа.

О том, какие задачи стоят перед участниками рынка микрофинансов,  рассказал начальник Главного управления рынка микрофинансирования Россиии методологии финансовой доступности Банка Илья Кочетков в ходе IV Национального форума «МФО и КПК: обучение действием». (Казань, 27 октября 2016 года).

Эксперт отметил,  что,   общаясь,  даже внутри Центробанка  с коллегами приходится наталкиваться на неприятие рынка микрофинансов, предвзятое к нему отношение. Но ситуация постепенно меняется. И сегодня многие начинают понимать, что этот рынок занимает свою нишу. Рынок схожий с банковским, у которого есть регулятор, есть правила ведения деятельности. Есть и свои проблемные зоны, но  работа по устранению нарушений и ликвидации нарушителей ведется, как и везде.

Мы нарисовали своего рода дерево социального риска. Наверху системно-значимые организации, далее просто кредитные организации, региональные банки – потом мы с вами: МФК, КПК, сельхозкооперативы, МКК, ломбарды. Не с точки зрения размера, а с точки потенциального социального риска, который они могут принести.  Основной посыл, при общении с рынком, со СМИ, коллегами - мы являемся частью финансовой системы  страны  и у нас есть свое место. Илья Кочетков, начальник Главного управления рынка микрофинансирования Россиии методологии финансовой доступности Банка

Он также осветил вопрос устранения с рынка недобросовестных игроков. По его словам, в  отношении микрофинансового рынка нет планов по «сжатию», он еще не дорос до консолидации.  Пока в планах   – дать ему развиться. Период  консолидации наблюдается на банковском рынке, мкрофинансовому это предстоит пройти,  но не в ближайшем обозримом будущем. Так что сегодняшние «чистки» - это просто удаление из реестра «мертвых душ» и злостных нарушителей – не более того.

Количество поднадзорных снижается, если в апреле 2016 года их  было около 17 000, то сейчас не более 16 000. При этом портфель по рынку  растет – сейчас он  составляет порядка  200 млрд рублей. Портфель МФО самый большой – 80 млрд рублей. На втором месте потребительская кредитная кооперация, на третьем месте ломбарды, на четвертом – сельскохозяйственная кредитная кооперация. Увеличивается и количество клиентов этих организаций. Например, у МФО эта цифра выросла на 24%.  То есть нужно понимать, что с рынка уходят нежизнеспособные компании и хронические нарушители. Но нет желания искусственно сократить этот рынок. Илья Кочетков, начальник Главного управления рынка микрофинансирования Россиии методологии финансовой доступности Банка

По статистике ЦБ на 30. 09. 16 – в реестре МФО значится 3063 организации. За 2016 год исключили 1026 МФО.  Еще 600 компаний планируется исключить до конца года. Это те компании, которые постоянно попадаются на нарушениях законодательства: не сдают отчетности, предоставляют недостоверные сведения, игнорируют необходимость вступить в СРО, нарушают антиотмывочное законодательство. И, как уже было сказано,  «мертвые души», которые сдают «нулевки» и не ведут деятельности, или делают вид, что не ведут.

Мы предполагаем до конца года – доделать работу по выведению этих компаний с рынка. И будем считать, что в 2016 году МФО мы закончили глобальную  расчистку рынка. Больше таких массированных исключений из реестра мы не предполагаем.  Илья Кочетков, начальник Главного управления рынка микрофинансирования Россиии методологии финансовой доступности Банка

Дальнейший надзор будет передан на уровень СРО. На сегодня  93,2% компаний вступили в СРО. Илья Кочетков поблагодарил представителей СРО МФО  за отлично проведенную работу, сравнив ситуацию с рынком кооперации, где история с обязательным саморегулированием началась раньше, но результаты хуже. По статистике 50% действующих  КПК до сих пор  не находятся в СРО.

В отношении таких кооперативов тоже ведется деятельность по ликвидации. Основной массив нарушителей уже выявлен. Поскольку ликвидируются  КПК долго, чаще всего,  более года,  то результат в цифрах исключенных пока нельзя озвучить. Но 92% нарушителей уже в стадии разбирательства в судах и закрытия. 

В дальнейшем, по словам представителя Центробанка, для улучшения работы будут созданы департаменты, отвечающие непосредственно за «рождение» и «смерть» поднадзорных организаций. Все будет происходить более оперативно.

Господин Кочетков также остановил свое внимание на Основных направлениях развития финансовых рынков РФ на период 2016-2018 годов.

Шла дискуссия,  должны ли Направления содержать цифровые показатели. Были ведь моменты, когда провозглашалось – все на фондовый рынок! И количество участников рынка должно было вырасти. Достигли – не достигли не важно. Довольны люди фондовым рынком?  Кто-то да, кто-то нет, но мы не сильно сдвинулись. Мы не хотим экстенсивного развития рынка. Поэтому основное, что прописано в  документе  – это вектор развития. Мы должны сформировать доверие к финансовому рынку страны. Илья Кочетков, начальник Главного управления рынка микрофинансирования Россиии методологии финансовой доступности Банка

Он также отметил, что достичь этого можно,  применяя пропорциональное регулирование.  К большим компаниям нужно применять более строгий надзор, к мелким и не генерирующим серьезных рисков - должны быть более мягкие требования.  Риск-ориентированный надзор должен также учитывать особенности сегментов рынка. Нельзя по одним лекалам мерить и страховые компании, и МФО, и ломбарды. Даже внутри сегментов, по мнению представителя ЦБ, стоит проводить градацию: «Нельзя в рамках даже одного сегмента устанавливать одинаковые требования, нужно  исходить из того риска,  которые  несут те или иные компании. Для одних - одни правила игры, для других – другие».

Илья Кочетков  призвал выработать стандарты деятельности на уровне СРО, чтобы эти стандарты были посильными и выполнимыми. Но при этом, чтобы каждый их придерживался: «Скажу уж очень либеральную вещь – наверное,  стоит  взять самого маленького и по его образу и подобию составить стандарт, затем взять кого-то  посильнее и написать стандарт другого уровня и так далее».

Кроме этого для достижения доверия к рынку микрофинансов предстоит побороться с «черными кредиторами», дистанцироваться от них, исправить имидж отрасли, участвовать на постоянной основе в повышении финансовой грамотности населения.  В целом, по мнению начальника Главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России  все идет по плану и причин для того, чтобы закрывать МФО из страха, что этот бизнес искусственно пытаются «прикрыть» не имеется. Для добросовестных, жизнеспособных игроков 2017 год станет годом развития.