Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Люди «старой закалки» не доверяют виртуальным безличным системам

Юрий Муранов
Главный редактор

Заемные средства: наличные или онлайн? К разговору о судьбе наличных и виртуальных займов в России мы пригласили эксперта Анастасию Степанчук, руководителя департамента по развитию сети компании"Русский Займ". (Федеральная сеть пунктов микрокредитования граждан РФ).

На Ваш взгляд, будет ли расти объем займов, выданных онлайн?

На данный момент наша компания занимается выдачей микрозаймов непосредственно в «наземных» пунктах. Однако мы, без сомнения, ориентированы на развитие не только оффлайн сети, но и интернет-направления. Дело в том, что каждый третий заёмщик, пользующийся услугами нашей компании, относится к возрастной категории 25-35 лет (на первом месте люди от 35 до 50 лет – 70%).

Данная категория предпочитает виртуальные денежные операции, наиболее притязательна ко времени обслуживания и технологически грамотна. Кроме того, категория 25+ привычнее относится к оформлению кредитов и займов, уже имеет постоянный доход. Такие заёмщики скорее оформляют редкие, но более крупные займы на длительный срок, нежели небольшие суммы, часто и на короткие промежутки времени.

Чем больше финансовые операции онлайн становятся привычными для пользователей, тем большее будущее открывается у системы выдачи займов онлайн. На сегодняшний день каждый второй заёмщик «РЗ» интересуется возможностью удалённого оформления займов.

Кто предпочитает наличные, а кто готов получать деньги дистанционно? В чем кроется причина успеха работы офиса по выдаче наличных займов?

Как правило, получать займы наличными предпочитает категория людей в возрасте 40-65 лет. Это люди «старой закалки», не доверяющие виртуальным безличным системам, а нуждающиеся в личном общении с сотрудником. Территориальное размещение пункта выдачи вблизи проходных объектов, таких как торговые центры, станции метро, остановки автотранспорта так же играет большую роль для потенциальных заёмщиков. Для многих гораздо удобнее получить необходимые средства по пути из метро домой (планируя предстоящие покупки), чем потом разбираться с системой онлайн-заявок.

Если Ваш пункт выдачи микрозаймов находится именно в таком «проходном» месте, то целевая аудитория дополняется и такой категорией граждан, как пенсионеры. В вашем перечне услуг необходимо иметь специальные предложения для людей пенсионного возраста – стандартная дневная ставка для них, как правило, не подходит.

В 2013 году темп роста рынка в сфере онлайн-микрокредитования составил 60%. В 2014 году популярность таких кредитов увеличилась в 1,5 раза. Тем не менее, в данный момент услуга выдачи денежных средств наличными продолжает лидировать. Согласно данным маркетинговых исследований, доля мужчин и женщин почти одинакова: около 55% заёмщиков – мужчины, 45% - женщины. Что касается возрастной структуры, более 70% заёмщиков – это люди от 30 до 50 лет.

В основном, заёмщиками краткосрочных займов являются люди, занятые в сфере торговли и оказания услуг, уровень образования – среднее либо незаконченное высшее образование – 65%. Мотивация - срочные потребительские нужды, когда важнее получить деньги, чем сэкономить на переплате. Исследование аудитории микрофинансовых компаний выявило закономерность: около 70% первоначальных заёмщиков обращаются за средствами повторно. Это говорит о больших возможностях максимально быстрого создания постоянной лояльной клиенткой базы на данном рынке.

Сама схема выдачи на кошельки или карты онлайн обходится дешевле, чем организация офиса и выдача наличных?

Что касается финансовых результатов деятельности вновь открывшейся «наземной» точки, за первые 4 месяца работы сумма займов увеличивается в 10 раз. Этот результат достигается без каких-либо серьёзных вложений в продвижение. Первоначальная сумма вложений в дело обычно варьируется от 500 000 и более. При этом выход «в ноль» достигается уже в первые полгода. Безусловно, экономичнее предоставлять займы онлайн. В данном случае у компании снижаются постоянные затраты (на аренду, ремонт, охрану и др.). Скорость обработки заявок увеличивается в разы, соответственно, повышается и возможность принять заявки от большего количества заёмщиков сразу.

О каких суммах идет речь, если заем выдается онлайн, если наличными? Есть ли отличия в данном случае?

Существуют ощутимые отличия в суммах выдаваемых займов онлайн и оффлайн. Дело в том, что при выдаче средств онлайн риск невозврата повышается. Вы не видите клиента, не держите в руках его паспорт, оценка информации о заёмщике происходит исключительно заочно. Соответственно, суммы выдачи онлайн обычно гораздо ниже, нежели наличными. Процент по такому онлайн-займу часто бывает несколько завышен.

Конкуренция на рынке МФО предельная, или рынок не до конца насыщен. От чего зависит успех стартапа МФО?

Чтобы создать новый бренд и вывести его на рынок необходимо достаточно много усилий и материальных затрат. И это вовсе не гарантирует успех. Компания "Русский Займ" работает на финансовом рынке с 2011 года. За это время мы отработали эффективную модель работы микрофинансовой организации. По оценке экспертов, в 2014 г. увеличение спроса на микрозаймы составило 50% по сравнению с 2013 г.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что рынок МФО еще далек от насыщенности. Прежде чем самостоятельно открывать МФО, необходимо досконально изучить законодательство относительно деятельности микрофинансовых организаций. В соответствии с ним выстроить правильную работу бухгалтерии, персонала, обслуживание клиентов, маркетинговое продвижение, разработать оптимальные пакеты для заемщиков и т.д.