Программа присвоения «знака качества» Банком России добросовестных МФО работает некорректно.
Напомним, что Центробанк и Яндекс запустили в сети сервис, который помогает сориентироваться гражданам при выборе кредиторов. Специальным знаком «реестр Банка России» помечаются добросовестные микрофинансовые компании с номером в реестре и членством в СРО. «Черные кредиторы такого знака лишены.
Но в процессе «обкатки» маркировки выяснилась недоработка - «знак качества» регулятора распространяется лишь на главные страницы ресурсов, игнорируя все остальные. То есть, если посетитель зашел по запросу на другую страницу, то компания выглядит нелегальной в глазах потребителя, ведь на данной странице нет значка. То есть человек может отказаться от выбора продуктов МФО, посчитав, что это «черный кредитор». Называются и другие проблемы: маркировка сайтов-двойников, площадок по выдаче займов через интернет.
С удивлением обнаружили, что Банк России пометил наше СМИ «Микрокредиты России» как МФО, внесенное в реестр и заслуживающее доверия. Дело в том, МФО размещают у нас свою рекламу и информацию, и мы действительно вносим в свою базу только легальных игроков. Для размещения на портале нужен номер в реестре и указание на членство в СРО. Все это для потребителей размещено на сайте в свободном доступе. Если МФО теряет номер в реестре, мы исключаем ее из базы, не смотря на коммерческий интерес. Ведь мы сами являемся добросовестной компанией и не работаем с нелегалами. Тем не менее, мы не МФО и не выдаем займов, а лишь ориентируем потребителей на рынке микрофинансов. Поэтому по логике, у нас не должно быть значка «Реестр Банка России». Мы не входим в данный реестр. Я так понимаю, просто программа «считала» информацию с главной страницы портала, «увидела» аббревиатуру МФО, сравнила информацию (в том числе номера МФО, разместившихся на портале) с неким «образцом», приняла решение о маркировке. При этом, не учитывая, что информация может размещаться не только на сайте МФО непосредственно, но и на сторонних ресурсах. То есть тут явная техническая недоработка. Опять же возникает такой момент – на других площадках, которые размещают рекламу МФО, возможно, не введены строгие стандарты, на первой странице могут быть предложения от легальных компаний, а внутри – «черных кредиторов». Известно же, что площадки по лидогенерации часто принадлежат физлицам, никакой регистрации такие проекты не требуют, размещают всех, кто денег предложит. То есть и таким площадкам Банк России щедро присвоит свой «знак качества»? Вопрос с маркировкой стоит дорабатывать со всех сторон, учитывать все нюансы. Прежде чем распространять систему на другие отрасли. Микрофинансовый рынок оказался в числе пионеров, поэтому ему придется принимать участие в тестировании и доработке инициативы регулятора. Кстати, маркировку финансовых СМИ тоже можно было бы ввести. Сегодня на первых строчках оказываются далеко не уважаемые издания, которые занимаются финансовым просвещением народа, а ресурсы с вредоносным контентом. По запросу об инвестициях на первых позициях оказываются те, кто дает наибольший процент. А кто баснословную доходность предлагает? Правильно – мошенники! Сайты СРО, Банка России, уважаемых и грамотных изданий ранжируются ниже. Так не должно быть. Алгоритм маркировки финансовых СМИ должен включать предварительный андеррайтинг в ЦБ (номер СМИ в Роскомнадзоре или статус сайта СРО, анализ контента и само его наличие, сведения о редакторе, который отвечает за политику СМИ, качество информации и так далее). Люди все чаще ищут сведения в интернете, а что они находят? Это уже как кому повезет. Маркировка именно финансовых СМИ будет означать, что издания со «знаком качества» не разместят рекламу мошенников, не станут давать вредные советы. Как говорится, не всему, что написано на заборе красивым почерком нужно верить. А что касается проблемы с маркировкой МФО, то ее уже заметили, думаю, что она будет устранена в ближайшее время.
Юлия Зиберт, руководитель проекта «Микрокредиты России»