Микрофинансирование бизнеса отдельной строкой
Микрофинансовые компании, кредитующие малый и средний бизнес получат регулирование, отличное от других категорий МФО. Банк России выделил в отдельную категорию «бизнес-МФО», так как они по своей сути отличаются от тех, что специализируются на потребительском кредитовании. Такие компании должны иметь регулирование, учитывающее нюансы их деятельности, другие возможности по фондированию – решил регулятор.
МФО, занимающиеся кредитованием бизнес-проектов имеют право на поддержку от государства, ведь они являются институтом инфраструктуры развития малого предпринимательства. В ближайшем будущем будет решаться вопрос с доступом МФО к банковскому фондированию. Пока банки не охотно работают с МФО, так как видят для себя здесь большие риски. Для того, чтобы решить проблему, в настоящее время разрабатываются стандарты кредитования банками бизнес-МФО. В этой связи возможно, что ряд игроков, ранее специализирующихся на выдаче микрозаймов населению увидят для себя перспективы в новом сегменте. Это было бы большим плюсом для коммерсантов и для рынка микрофинансов также.
В нашей стране МФО получили негативный имидж с «легкой руки» нелегальных прожорливых кредиторов, выдающих микрозаймы гражданам под высокие проценты. Но изначально идея микрофинансирования была посвящена именно развитию малого предпринимательства. Основоположником микрофинансирования стал профессор Мухаммад Юнус, уроженец Бангладеша.
В 2006 году ему была присуждена Нобелевская премия мира «за усилия по борьбе с бедностью и вклад в экономическое и социальное развитие». Он создал компанию, специализирующуюся на выдаче микрозаймов беднякам, желающим выбраться из нужды и создать свое маленькое дело. Компания финансирует в основном ремесленников, рыбаков, фермеров, у которых нет никаких залогов. Принцип работы похож на кассу взаимопомощи в советские времена. Сумма кредитов даже по нынешним временам с учетом роста курса доллара составляет - 5-10 долларов. Работа компании чем-то напоминает принцип советской «кассы взаимопомощи».
Бизнес-МФО в России также нацелены на поддержание микробизнеса. Это фирмы, которых никогда не прокредитуют в банке. У них зачастую нечего заложить или они не могут предоставить внятную отчетность. Это люди, которые торгуют фруктами, занимаются грузоперевозками, шьют одежду, пекут пироги. Они нуждаются в деньгах для открытия новой торговой палатки или закупки товара, покрытие кассовых разрывов. Если бизнес-МФО станет в стране больше, они смогут оказать реальную помощь малым предприятиям и ИП, стимулируя их развитие. И очень здорово, что Центробанк занялся этим в кризис. Многие люди теряют рабочие места и могли бы начать свое дело, возможно, в дальнейшем МФО станут центрами «выращивания» индивидуальных предпринимателей из числа безработных. Решение выделить микрофинансовые компании, кредитующие бизнес в отдельную категорию и оказывать им помощь, на мой взгляд, решение правильное и своевременное.