Современные виды необеспеченного потребительского кредитования в России
Многие собеседники, включая именитых банкиров, при упоминании деятельности по микрокредитованию или сектора микрофинансирования вздрагивают или недоуменно пожимают плечами и разводят руками. Между тем общий объем рынка микрофинансирования по итогам 2017 года уже превысил 120 млрд рублей, прибавив за один год 35%, что сопоставимо с размером капитала крупного розничного банка. При этом по технологичности и темпам роста за последние 2-3 года некоторые компании, занимающиеся необеспеченным потребительским кредитованием в онлайн, в разы превосходят крупные розничные банки.
Давайте попробуем разобраться, за счет чего в последние годы так вырос сам рынок микрокредитования, который еще несколько лет назад никто не воспринимал всерьез и не придавал значение, и как ведущим компаниям, в том числе онлайн МФО удалось сделать такой технологический скачок.
Говоря про микрокредитование у обычного читателя всегда возникает негативная ассоциация, связанная с деятельностью отдельных недобросовестных игроков, выдающих займы под более чем тысячу процентов годовых, а потом отнимающих последнее имущество у должников, не вернувших деньги в срок. Эта ассоциация создалась ввиду низкой финансовой грамотности населения, банковского лоббизма, а также недопонимания населением и СМИ сути коротких продуктов (PDL - займ до зарплаты), помогающих заемщику покрыть непредвиденные расходы в промежутках между выплатами зарплаты. Как и на любом другом рынке, раз существует предложение, значит есть и спрос на подобные продукты.
Почему же заемщики онлайн МФО не идут за деньгами в розничные банки? Ответов несколько и они очевидны:
- Удобство и скорость доступа к деньгам
Ни один розничный банк, включая даже самый крупный онлайн-банк Тинькофф, не способен выдать деньги на любую карту любого банка эмитента по одному звонку или обращению на сайт в течение 5 минут. Для современного нового поколения Millenials, визит в банк или встреча с банковским представителем, совершенно необязательна и скорее обременительна. Пользоваться удобными, понятными и надежными сервисами онлайн лендеров гораздо проще из любой точки мира в любое время суток.
- Низкий средний чек и высокие издержки
Банкам не интересны мелкие клиенты для выдачи займа на 5 000 - 10 000 рублей, так как для банка с ограничением ПСК (предельная ставка кредита) в 40% годовых, даже стоимость привлечения такого клиента никогда не окупится, поэтому кредитные карты или потребкредиты в банках — это чаще всего длинные сроки от 30 дней и суммы от 15 000 рублей. Издержки розничных банков на содержание сети доп офисов и штата сотрудников на порядок превышают издержки финтех компаний, занимающихся онлайн кредитованием.
- Кредитная история и уровень невозвратов
Необеспеченные кредиты новым заемщикам с улицы без кредитной истории или даже с одной незначительной просрочкой по кредиту для любого банка представляют серую зону и сразу попадают в повышенную категорию риска. Банку проще отказать таким потенциальным клиентам, находящимся в этой категории, в то время как риск-модели некоторых МФО позволяют работать с такими категориями клиентов и зарабатывать.
Для розничного банка рабочим нормальным уровнем NPL(nonpayableloan) 90+ считается 4-5%, в то время как рабочие модели онлайн лендеров выдерживают более 15%, компенсируя это ставками и доходами от повторных клиентов. Все три вышеупомянутых фактора, а также стремительное развитие современных IT и платежных технологий на фоне падения уровня доверия к банковским институтам и банковской системе в целом, дали толчок к развитию новой отрасли современных, технологичных онлайн компаний, стремительно растущих в России за счет выдач в сегменте subprime и underbanked, а также постепенно переманивающих к себе часть банковских клиентов. Ключевых факторов, влияющими на успех финтех компаний, оперирующих в сегменте необеспеченного потребительского кредитования несколько:
- Скоринговые и антифрод системы, отсеивающие мошенников и потенциальных плохих заемщиков еще на этапе подачи заявки, а также адаптивная риск модель, позволяющая в зависимости от экономического цикла развития намного оперативнее банка реагировать на ситуацию и на новом витке развития или падения экономики уменьшать или наоборот увеличивать approval rate (уровень одобрения) и средний чек.
- Низкая ставка привлечения долговых оборотных средств (фондирования).
По мере того как ключевая ставка в РФ приближается к уровню ниже 6%, розничные банки опускают ставки по депозитам до уровня ниже 10%. В этой ситуации вложения под уровень доходности выше 15% годовых выглядит намного более привлекательным для инвесторов и ведущие игроки ощущают большой спрос на подобные продукты.
- Контролируемая маркетинговая стоимость привлечения новых клиентов (заемщиков).
В онлайне, в режиме реального времени происходит борьба по привлечению новых заемщиков. Стоимость лида в интернете (выданного нового займа) за последние 3 года возросла с 500 рублей до 2000-2500 рублей. Компании, обладающие компетенциями по эффективному управлению маркетинговыми бюджетами имеют существенное конкурентное преимущество.
- Качество и умение работать с просроченной задолженностью с самой ранней стадии.
Бизнес онлайн лендеров во многом зависит от того, насколько качественно они умеют работать со своими должниками и взыскивать просроченную задолженность. На рынке бытует мнение, что работа по взысканию мелких сумм в несколько тысяч рублей не окупается, и дешевле простить эти долги и списать как безнадежные, однако если процедуры отлажены и поставлены на поток, то это также составляет значительную долю дохода компании.
По итогам почти пятилетнего марафона/забега, начавшегося в 2013 году, и нового, схожего с банковским, регулированием этого сектора мегарегулятором, на рынке осталось менее 10 МФК (микрофинансовых компаний) ярко выраженных лидеров отрасли онлайн кредитования, способных эффективно расти и конкурировать на этом рынке. Какие же тенденции в этой отрасли стоит ожидать в будущем и что послужит драйверами роста для вновь образовавшихся лидеров? По мере осознания населением РФ значения положительной кредитной истории и пагубных эффектов и последствий от ее ухудшения, а также перехода множества потребителей микрофинансовых продуктов в онлайн, хороших качественных заемщиков становится все меньше, а конкуренция за клиентов все острее ощущается на ставках привлечения новых клиентов, комментирует Генеральный Директор МФК Экофинанс Леонид Дуленков.