ЦБ считает недопустимым автоматическое согласие на запросы кредитной истории
Регулятор пояснил, что при оформлении финансового продукта в кредитной организации клиент должен лично согласиться на запрос кредитной истории. Это означает, что должна быть возможность поставить отметку о согласии или несогласии.
При оформлении в кредитной или иной финансовой организации какого-либо продукта клиенты обязаны лично выразить согласие на запрос кредитной истории. Для этого в документе, который содержит данный запрос, должна быть предусмотрена реальная возможность лично проставить отметку о согласии предоставления доступа к кредитной истории.
В случае если согласие клиента запрашивают несколько компаний, то необходимо, чтобы такие отметки были напротив каждой из них. Банк России дал соответствующие пояснения и рекомендации в письме от 21 июля 2022 года № ИН-010-59/95.
Стали известны случаи, когда форма согласия входит в состав иных документов. Например, это может быть заявление о предоставлении потребкредита, договор потребкредита или займа, договор страхования, заявление о выпуске банковской карты, оформление депозита или накопительного счета. Отметим, что отказаться от выражения согласия в некоторых случаях может быть возможно лишь при полном отказе клиента от оформления финансового продукта. К примеру, без данного согласия нельзя оформить счет, банковскую карту или депозит.
Кроме того, согласие должно содержать данные, включаемые в титульную часть кредитной истории клиента:
- Цель оформления согласия
- Дата оформления согласия
- Наименование получателя сведений
Ранее стало известно, что граждане России стали чаще запрашивать свою кредитную историю. В прошлом году увеличение числа обращений в БКИ составило более 80%.
Источник: ЦБ РФ