ЦБ тайно и явно будет проверять ломбарды с плохим поведением
Екатерина Бутова, советник руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению финансовой доступности сообщила о запуске поведенческого надзора за участниками рынка микрофинансирования.
По сравнению с другими секторами, на ломбарды поступает меньше жалоб от потребителей. Тем не менее, и им предстоит ощутить на себе с 1 января 2018 года все прелести поведенческого превентивного надзора со стороны регулятора. Надзор за взаимодействием с потребителем будет осуществляться на этапе рекламы, маркетинга, оформления договоров сопровождения, завершения. Суть в том, что жалобы будут суммироваться. Затем будут формироваться сигнальные индикаторы - соотношение жалоб к общему количеству договоров компании за определенный период. На кого вообще не жалуются клиенты - будут отнесены к компаниям с низким уровнем потребительского риска. И им не грозят частые проверки. Если значения выше среднего – риск высокий, на этих игроков будет обращено пристальное внимание. Кстати, важен и размер компании.
Риск-ориентированный подход в действии означает, что крупные компании, даже без большого количества жалоб, не смогут избежать повышенного внимания со стороны регулятора. Будет в режиме реального времени отслеживать бизнес-модель компании. Ведь, если что-то пойдет не так, это отразится на многих людях.
Небольшие и средние компании, не генерирующие больших рисков и с низким количеством жалоб, будут избавлены от усиленного надзора, здесь реален «разбор полетов» только при поступлении конкретных негативных сигналов. Как пообещала эксперт, итоги проверок будут публичными, публикация на сайте Банка России гарантирована.
По перечню наиболее частых уже выявленных нарушений и будут проходить «тематические» превентивные проверки: наличие общих и индивидуальных условий в договорах, соответствие предельной ПСК, правильность формы залогового билета, требование к сумме обязательств и реализации заложенных вещей.
Екатерина Бутова также призвала обратить внимание на сайты ломбардов в интернете, их тоже будут анализировать. И анонсировала новый элемент надзорных действий – визиты в офисы ломбардов сотрудников ЦБ. Проверка определенных требований по оформлению офисов, процедуре продаже услуги. Не вводятся ли в заблуждение клиенты, не подменяется ли один продукт другим. Если ломбард работает по всем правилам, то о визите такого «тайного покупателя» он даже не узнает.
Цель поведенческого надзора не собрать побольше штрафов, а выявлять проблемы, недобросовестные практики, рисковые продукты «на берегу», не дожидаясь больших неприятностей и массовых жалоб со стороны потребителей.
В связи с этим часть функций, которые осуществлял Департамент микрофинансирования и региональные отделения ЦБ переданы в службу поведенческого надзора.