Какие жалобы поступают в ЦБ
Граждане жалуются на неправомерные действия коллекторов чаще, чем на самих кредиторов. Треть обращений связана с угрозами и прочими полукриминальными способами вразумить должника. Эта информация прозвучала в ходе форума «Актуальные вопросы микрофинансирования: стратегии выживания и развития в современных экономических реалиях», состоявшегося 18 мая в Москве. Организатор мероприятия - Национальное партнерство участников микрофинансового рынка (НАУМИР).
Как отметили эксперты рынка микрофинансов, просрочка растет, только перед банками физлица задолжали 1 трлн. рублей. На фоне этого услуги по взысканию долгов восстребованы. Но далеко не все коллекторские компании соблюдают этические нормы.
По данным общественной организации «Россия без долгов», среди опрошенных 100 должников, многие рассказали о том, что им звонили в среднем по 18 раз в сутки на мобильный, по 12 раз на рабочий телефон, родственникам - по 7 раз на дню. Кроме этого высылали письма и смс. Нередко звучали откровенные угрозы, порой коллекторы обманывали граждан и заявляли, что звонят из следственного комитета РФ, кто-то обещал передать долги "кавказцам". Эта информация прозвучала на Круглом столе, посвященном проблемам взаимодействия заемщиков и коллекторов, который состоялся в тот же день 18 мая в Государственной Думе.
По мнению участников сразу двух знаковых для рынка мероприятий, только закон о коллекторской деятельности снял бы остроту проблемы. В настоящее время нет закона о коллекторской деятельности, который содержал бы требования к персоналу, стандарты деятельности компаний, указания, каким должен быть процесс взыскания, что можно и чего нельзя. Отдельные те или иные запреты в отношении взыскателей погоды не делают.
МФО же тоже жалуются на своих партнеров, ведь жесткое отношение к клиентам портит и их имидж. Человек не разбирает, переданы долги коллектору или нет, связывает неправомерные действия с работой компании, где оформил кредит. Негатив обрушивает на представителей МФО.
В последнее время МФО опасаются передавать своих должников коллекторам и по примеру банков организуют свои службы взыскания. Это дорого, но имидж дороже.
Президент Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Алексей Саватюгин отметил, что нет ничего идеального, на любом рынке есть хорошие игроки, а есть те, кто наносит репутационный ущерб всей отрасли своими мошенническими действиями и недобросовестностью. Он также выразил надежду, что в 2015 году закон о коллекторском бизнесе будет принят.