Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

О новой редакции Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ

Юрий Муранов
Главный редактор

О законодательных изменениях, касающихся деятельности МФО рассказывает Щеголихин Дмитрий Александрович, консультант по вопросам финансового мониторинга и ПОД/ФТ, разработчик авторской программы обучения в сфере ПОД/ФТ, ведущий лектор направления финансового мониторинга и ПОД/ФТ Школы развития бизнеса «GRANDSCHOOL»

01 сентября 2016 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).

В частности, Федеральным законом от 23.06.2016 N 191-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» внесены изменения, касающиеся процедуры идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и (или) бенефициарного владельца.

Вносимые изменения можно разделить на две группы в зависимости от того, на каких субъектов Федерального закона N 115-ФЗ они распространяются.

Первая группа изменений касается обязанностей только кредитных организаций при открытии счетов (вкладов), а также заключении договора банковского счета (вклада) без личного присутствия клиента либо представителя клиента.

Вторая группа изменений затрагивает права и обязанности всех без исключения субъектов Федерального закона N 115-ФЗ, в том числе МФО, ломбардов, КПК, ювелиров, риэлторов и др.

Рассмотрим подробнее вторую группу изменений.

Изменен перечень сведений, устанавливаемых при идентификации юридического лица - клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и (или) бенефициарного владельца.

Новая редакция соответствующих положений закона выглядит следующим образом: Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

До приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2, 1.4, 1.4-1 и 1.4- 2 настоящей статьи, установив следующие сведения: в отношении юридических лиц - наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, также основной государственный регистрационный номер и адрес юридического лица, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства, также регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано;»

Таким образом, теперь на законодательном уровне установлена обязанность отдельно фиксировать организационно-правовую форму юридического лица (помимо ее указания в составе полного наименования юридического лица).

Кроме того, появились различия в перечне сведений, устанавливаемых в отношении резидентов и нерезидентов.

Буквальное толкование новых положений законодательства исключает обязанность устанавливать место регистрации у российских юридических лиц.

Справедливо будет отметить, что с практической точки зрения для субъектов Федерального закона N 115-ФЗ внесенные изменения не являются существенными, поскольку подзаконные нормативно-правовые акты задолго до рассматриваемой редакции закона предусматривали установление довольно обширного перечня сведений в отношении юридических лиц.

Предусмотрена возможность определять характер и объем мер, направленных на изучение клиентов, с учетом присвоенной им степени (уровня) риска В частности, положения подпункта 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ, требующие при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов, в том числе иностранных структур без образования юридического лица, получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также предоставляющие право принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов, дополнены следующим образом:

«Характер и объем указанных мер определяются с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма».

Данные изменения можно оценить исключительно положительно, поскольку они в значительной степени позволяют упростить процедуру идентификации большинства клиентов.

Примечательно, что в исходной редакции законопроекта вносимая оговорка о влиянии степени (уровня) риска совершения клиентами легализации распространялась исключительно на меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов. И лишь ко второму чтению, благодаря поправке, предложенной депутатом Государственной думы Н.Н. Гончаром, текст законопроекта приобрел нынешний вид.

Вопрос о том, каким именно образом должна устанавливаться зависимость вышеуказанных мер от степени (уровня) риска, присвоенной клиенту, в настоящее время не урегулирован на законодательном уровне.

К сожалению, до появления разъяснений Росфинмониторинга, субъекты Федерального закона N 115-ФЗ, не поднадзорные Банку России, вынуждены будут решать этот вопрос самостоятельно.

Банка России в проекте Указания «О внесении изменений в Положение Банка России от 12 декабря 2014 года № 444-П «Об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» предусмотрел, что соответствующие сведения «устанавливаются некредитной финансовой организацией в отношении клиентов с повышенной степенью (уровнем) риска клиента».

Такой подход, по сути, освобождает субъектов Федерального закона N 115-ФЗ от необходимости тратить время и ресурсы на сбор и установление избыточных сведений о клиентах, не соответствующих критериям повышенного риска участия в легализации.

Представляется, что это также позволит минимизировать избыточные и субъективные претензии сотрудников надзорных органов о ненадлежащем осуществлении обязанности по идентификации.

«Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе использовать представленные клиентом в целях идентификации и (или) обновления информации сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью»

«При подтверждении достоверности сведений, полученных в ходе идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, а также обновлении информации о них организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, используют сведения из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, единого государственного реестра юридических лиц, государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и иных информационных систем органов государственной власти Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов, в том числе полученные в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».

Включение в текст Федерального закона N 115-ФЗ данных положений фактически позволяет добросовестным организациям и предпринимателям теперь надлежащим образом выполнить требование о подтверждении достоверности сведений, установленных в ходе идентификации, с использованием надлежащим образом заверенных копий (в частности, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью).

До этого многие субъекты Федерального закона N 115-ФЗ, заинтересованные в оперативном проведении идентификации и скорейшем совершении сделок, сознательно шли на нарушения, не имея возможности дожидаться получения от клиентов из других регионов России оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий.

Представляется, что данное нововведение будет способствовать распространению электронного документооборота между субъектами предпринимательской деятельности.

«Клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований настоящего Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах»

Включение в текст Федерального закона N 115-ФЗ подобного дополнения оправдано в связи с тем, что на присвоение степени (уровня) риска клиента в совершении легализации, а также на выявление необычных операций клиента оказывает влияние информация об учредителях (участниках) клиента – юридического лица.

В связи с вступлением в силу новой редакции Федерального закона N 115-ФЗ организациям и предпринимателям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, необходимо выполнить ряд обязанностей, установленных нормативными актами Росфинмониторинга и Банка России.

Необходимо внести изменения в правила внутреннего контроля в целях под/фт

Для некредитных финансовых организаций Банк России установил соответствующие сроки в пункте 1.10 Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 15.12.2014 N 445-П):

«ПВК по ПОД/ФТ должны быть приведены некредитной финансовой организацией в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ не позднее трех месяцев после даты вступления в силу федерального закона, вносящего изменения в Федеральный закон, если иное прямо не установлено соответствующим федеральным законом».

Для субъектов Федерального закона N 115-ФЗ, не поднадзорных Банку России, сроки внесения изменений в ПВК в связи с изменением действующего законодательства в сфере ПОД/ФТ в настоящее время законодательством не установлены.

Вместе с тем, Росфинмониторинг в том же Информационном сообщении от 17.05.2016 указал, что «в случае внесения в Федеральный закон № 115-ФЗ либо иные нормативные правовые акты в сфере ПОД/ФТ изменений, влияющих на содержание правил внутреннего контроля, организациям (ИП) рекомендуется в течение 30 календарных дней с даты вступления в силу указанных изменений, либо вступления в силу нового нормативного правового акта вносить в свои правила внутреннего контроля соответствующие изменения».

Однако, принимая во внимание исключительно положительный характер изменений, представляется целесообразным внести изменения в ПВК по ПОД/ФТ в максимально короткие сроки.

Необходимо провести внутреннее обучение.

В соответствии с положениями пункта 3.4 Указания Банка России от 05.12.2014 N 3471-У «Отребованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях»: «Целевой (внеплановый) инструктаж сотрудников некредитной финансовой организации, указанных в настоящем Указании, проводится ответственным сотрудником в следующих случаях: при изменении действующих и вступлении в силу новых законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, нормативных правовых и иных актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ, в части вопросов, относящихся к соответствующим сферам деятельности некредитных финансовых организаций, не позднее трех рабочих дней с даты вступления в силу соответствующих актов;

При утверждении некредитной финансовой организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программ его осуществления, не позднее десяти рабочих дней с даты утверждения или изменения указанных документов…»

Законодательством не установлены сроки проведения дополнительного инструктажа при изменении действующих нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ, а также при утверждении организацией новых или изменении действующих ПВК. Поэтому, целесообразно проводить такой инструктаж в максимально короткие сроки. Действующее законодательство не требует издания какого-либо распорядительного акта (приказа или распоряжения) для проведения внутреннего обучения в сфере ПОД/ФТ.

Таким образом, достаточно оформить документ, подтверждающий факт проведения обучения, содержащий указание на дату проведения соответствующего инструктажа, его тематику, а также подпись сотрудника, прошедшего обучение.

Иные изменения законодательства в сфере под/фт

Обращаем Ваше внимание, что 29.08.2016 вступают в силу отдельные положения Приказа Росфинмониторинга от 25.07.2016 N 232 «О размещении на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» решений Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма».

Кроме того, 03.09.2016 вступают в силу изменения в Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 15.12.2014 N 445-П) и Указание Банка России от 15.12.2014 N 3484-У (ред. от 28.07.2016) «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Об этих и иных изменениях законодательства по ПОД/ФТ мы расскажем на БЕСПЛАТНОМ вебинаре «ОБЗОР НОВОСТЕЙ И СОБЫТИЙ В СФЕРЕ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА», который состоится 06 сентября 2016 г. в 11.30

Материал подготовлен специалистами Юридического центра «Догма» (г. Пенза)

Положение об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Банком России 12.12.2014 N 444-П); Приказ Росфинмониторинга от 17.02.2011 N 59 (ред. от 03.09.2012) «Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»