МиР: В 2022 году МФО ужесточили требования к заемщикам и увеличили их базу на 22%
Несмотря на кризисные условия прошлого года и изменение скоринговой политики микрофинансовых организаций, число их клиентов продолжало увеличиваться. В 2022 году количество заемщиков МФО выросло на 22%, не дотянув до темпов 2021 года (47,3%), но обогнав 2020 год (9,5%).
В СРО «МиР» проанализировали данные 388 микрофинансовых компаний, занимающих 80% рынка. По их статистике, к концу 2022 года клиентская база МФО приросла на 3,1 млн человек и составила 17,3 млн.
Спрос на услуги компаний не сильно пострадал даже после того, как многие из них сократили расходы на привлечение клиентов и ужесточили оценку заемщиков. Это привело к увеличению доли займов повторных клиентов, выплачивающих задолженности в срок, и ударило по новым заемщикам с плохой кредитной историей.
Генеральный директор Кредиттера Игорь Смирнов считает, что рынок МФО рос за счет опытных клиентов с хорошей кредитной историей, с остальными заемщиками компании перестраховывались и понижали для них суммы и сроки микрозаймов. При этом, по его наблюдениям, люди все же стали реже обращаться в МФО.
С этим соглашается Роман Макаров, генеральный директор Займера. По его данным, за первые три месяца 2022 года МФК получила четыре миллиона заявок, за последние — три миллиона.
В то же время генеральный директор Мани Мена Сергей Весовщук отмечает, что спрос на микрозаймы был большим, но одобрялась лишь одна заявка из десяти.
На 2023 год представители микрофинансового рынка сдержанны в своих ожиданиях, учитывая новые законы и ограничения от Центробанка. По словам Елены Стратьевой, директора СРО «МиР», получить микрозайм станет сложнее, а значит количество одобренных заявок снизится.
Игорь Смирнов полагает, что выходом из ситуации могут стать новые финансовые продукты — небольшие займы или среднесрочные займы на более крупные суммы для надежных клиентов.
Эту идею поддерживает Андрей Клейменов, генеральный директор Быстроденег и Турбозайма. Он считает, что такие займы несут меньше рисков для компании и помогут увеличить ее прибыль.
Тем не менее, по словам Ивана Уклеина из Эксперт РА, несмотря на привычный для сферы рост, многие компании столкнутся с трудностями — им придется адаптироваться к условиям ограниченного спроса.
Источник: Frank Media