Михаил Мамута, руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России в ходе ялтинского микрофинансового форума рассказал о планах по внедрению универсальной системы досудебного урегулирования споров в финансовой сфере. Обратиться к универсальному омбудсмену смогут не только банковские заемщики, как сегодня, но и клиенты страховых компаний, МФО, КПК, ломбардов и других финорганизаций.
С внедрением универсального института финансового омбудсмена, который может рассматривать любые споры, Банк России ожидает снижения общего числа разбирательств, повышения доверия граждан к финансовым организациям, устранения недобросовестной конкуренции. Кроме этого омбудсмен станет источником информации для осуществления поведенческого надзора со стороны регулятора.
«Звоночки» от клиентов, поступившие в адрес финансового примирителя станут поводом для того, чтобы ЦБ обратил свое внимание на отдельный сектор, наметившийся тренд, или конкретную компанию. Для страховщиков присоединение к системе омбудсмена планируют сделать обязательным, для остальных рынков – добровольным. Но постепенно он должен стать всеохватывающим. Михаил Мамута обозначил ключевые принципы деятельности финансового уполномоченного:
Это окно для граждан при разрешении споров, так как омбудсмен берёт под контроль всю процедуру споров между финорганизацией и ее клиентов. Это скорость и эффективность разрешения конфликтов. Независимость, беспристрастность, технологичность. Важно – для граждан обращение к омбудсмену будет бесплатным и доступным.
Михаил Мамута, руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
По словам представителя Банка России сейчас идет работа над концепцией идеи универсального института финансового уполномоченного.
Крупные МФО давно присоединились к финансовому омбудсмену. Павел Медведев – человек, который рассматривает споры не только между банками и клиентами, но и претензии в адрес МФО. Правда, для МФК и МКК участие в этой системе добровольное. Пожаловаться также можно в СРО, где состоит компания. Членство в саморегулируемых организациях для МФК и МКК обязательное. Если компания не состоит ни в одной СРО, то она нелегальная и стоит обратиться в Прокуратуру и Банк России. Такая компания подлежит ликвидации. Жалобу можно направить и непосредственно в Центробанк. Но, если компания - член СРО, то регулятор в любом случае привлечет ассоциацию к рассмотрению претензии. На мой взгляд, нужно при получении услуги спрашивать в какой СРО состоит организация, затем не полениться и уточнить - правда ли это. Позвонить непосредственно в профессиональную ассоциацию. В случае проблем – туда же жаловаться. С «черными кредиторами» вообще нельзя работать. Это нерегулируемый криминальный рынок. Разбирательство с такой компанией явно затянется. Так как здесь речь идет об обращении в правоохранительные органы и в суд. А это в России – дело не быстрое. СРО же быстро разбирается со своими членами. Да и закрываться и убегать никуда легальная компания не станет, как это делают «черные кредиторы». Еще один момент – не нужно думать, что МФО накажут без «разбора полетов». Нужно осознавать, что сетования на тяжелую жизнь не являются причиной для претензии в адрес кредитора и тем более его наказания. Долги нужно отдавать. Но грубое взыскание долгов, или неправомерное начисление пеней, непозволительно высокие ставки (выше предельной ПСК, посчитанной регулятором) – это деяния, за которые МФО грозят большие штрафы.
Юлия Зиберт, руководитель проекта «Микрокредиты России»
Информация была полезна?
20 оценок, среднее: 4.4 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Благодарим за ответ! Ваше сообщение будет опубликовано после модерации