В России растет число займов до зарплаты
Высокая инфляция и экономическая нестабильность в России привели к тому, что граждане стали все чаще обращаться за срочными займами «до зарплаты». Тенденция сохраняется за счет общего снижения уровня жизни россиян и сокращения горизонта планирования.
До конца года количество заявок на быстрые займы будет оставаться высоким. Это потребует от МФО дополнительных вложений в скоринг и привлечение клиентов.
Исследование, проведенное финансовой платформой Веббанкир, показало, что на микрофинансовом рынке наметился тренд роста запросов займов «до зарплаты». В заявках клиенты отмечают, что деньги им нужны срочно.
Специалисты Мани Мен отмечают, что в мае доля срочных заявок увеличилась на 1% по сравнению с мартом — апрелем. Относительно мая 2020 года показатель вырос на 2,5%.
При этом потенциальные заемщики преимущественно запрашивают крупные суммы. По мнению операционного директора ГК Eqvanta Ивана Меринова, это может быть связано с ограничением необеспеченного кредитования в банках и сокращением POS-кредитов.
Согласно данным НБКИ, в мае текущего года общая сумма «займов до зарплаты» составила почти 21,6 млрд рублей. К данной категории относятся займы сроком до 30 дней на сумму не более 30 000 рублей. Количество договоров за месяц достигло 2,38 млн единиц. С декабря прошлого года данный показатель оказался рекордным. Сумма превысила объем срочных займов за май прошлого года на 16%.
Гендиректор Веббанкира Андрей Пономарев считает, что основной причиной нарастания тренда является высокая инфляция. Зарплаты россиян не успевают увеличиваться вслед за ней. В результате даже граждане с постоянным местом работы и средними доходами сталкиваются с финансовыми трудностями. По мнению Пономарева, займы на срок до 1 месяца останутся самым популярным продуктом МФО до конца года.
Директор СРО «МиР» Елена Стратьева полагает, что количество запросов на короткие займы увеличивается из-за сокращения горизонта планирования. При этом выдача и запросы — это разные понятия, подчеркивает эксперт. В условиях кризиса МФО стараются быть осторожными при рассмотрении заявок клиентов и не торопятся с одобрениями.
Большинство участников рынка микрокредитования сохраняют традиционную модель бизнеса. Гендиректор Mани Мен Сергей Весовщук считает, что пока рано говорить о трансформации модели привлечения клиентов.
При этом придется увеличить объем затрат на скоринг, отмечает Игорь Смирнов, гендиректор МКК «Кредиттер». Это необходимо и для вложений в разработки, и для совершенствования технологий.
Часть МФО подстраивается под новые тенденции и нарастающий спрос. Например, компания «МигКредит» на изменение бизнес-модели направляет значительные усилия. Ранее сервис преимущественно выдавал среднесрочные займы с большими лимитами. Сегодня работа смещается в сторону краткосрочных программ, сообщает Марат Аббясов, коммерческий директор компании.
Представители финансовой экосистемы «Юником24» отмечают, что сегодня МФО оказались в сложной ситуации. Им нужны качественные заемщики, чтобы поддерживать рентабельность бизнеса. Однако ограниченный бюджет вынуждает компании экономить и работать с более доступными каналами продвижения. Повышаются бюджеты на контекстную рекламу и SEO. Также МФО активно общаются с клиентами по СМС и электронной почте.
Источник: Коммерсантъ