Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

В России растет число займов до зарплаты

Высокая инфляция и экономическая нестабильность в России привели к тому, что граждане стали все чаще обращаться за срочными займами «до зарплаты». Тенденция сохраняется за счет общего снижения уровня жизни россиян и сокращения горизонта планирования.

Вита Жизневских
Эксперт ВсеЗаймыОнлайн по займам и банковским продуктам

До конца года количество заявок на быстрые займы будет оставаться высоким. Это потребует от МФО дополнительных вложений в скоринг и привлечение клиентов.

Исследование, проведенное финансовой платформой Веббанкир, показало, что на микрофинансовом рынке наметился тренд роста запросов займов «до зарплаты». В заявках клиенты отмечают, что деньги им нужны срочно.

Тенденция в 2022 году стала более явной, чем в период пандемии коронавируса. В мае 2020 года доля заявок россиян, желающих получить деньги на «срочные цели», составляла 6%. В текущем году показатель превысил 10%.

Специалисты Мани Мен отмечают, что в мае доля срочных заявок увеличилась на 1% по сравнению с мартом — апрелем. Относительно мая 2020 года показатель вырос на 2,5%.

При этом потенциальные заемщики преимущественно запрашивают крупные суммы. По мнению операционного директора ГК Eqvanta Ивана Меринова, это может быть связано с ограничением необеспеченного кредитования в банках и сокращением POS-кредитов.

Согласно данным НБКИ, в мае текущего года общая сумма «займов до зарплаты» составила почти 21,6 млрд рублей. К данной категории относятся займы сроком до 30 дней на сумму не более 30 000 рублей. Количество договоров за месяц достигло 2,38 млн единиц. С декабря прошлого года данный показатель оказался рекордным. Сумма превысила объем срочных займов за май прошлого года на 16%.

По данным Банка России, за первые 3 месяца 2022 года МФО выдали гражданам микрозаймов на общую сумму 175 млрд рублей.

Гендиректор Веббанкира Андрей Пономарев считает, что основной причиной нарастания тренда является высокая инфляция. Зарплаты россиян не успевают увеличиваться вслед за ней. В результате даже граждане с постоянным местом работы и средними доходами сталкиваются с финансовыми трудностями. По мнению Пономарева, займы на срок до 1 месяца останутся самым популярным продуктом МФО до конца года.

Директор СРО «МиР» Елена Стратьева полагает, что количество запросов на короткие займы увеличивается из-за сокращения горизонта планирования. При этом выдача и запросы — это разные понятия, подчеркивает эксперт. В условиях кризиса МФО стараются быть осторожными при рассмотрении заявок клиентов и не торопятся с одобрениями.

Большинство участников рынка микрокредитования сохраняют традиционную модель бизнеса. Гендиректор Mани Мен Сергей Весовщук считает, что пока рано говорить о трансформации модели привлечения клиентов.

При этом придется увеличить объем затрат на скоринг, отмечает Игорь Смирнов, гендиректор МКК «Кредиттер». Это необходимо и для вложений в разработки, и для совершенствования технологий.

Часть МФО подстраивается под новые тенденции и нарастающий спрос. Например, компания «МигКредит» на изменение бизнес-модели направляет значительные усилия. Ранее сервис преимущественно выдавал среднесрочные займы с большими лимитами. Сегодня работа смещается в сторону краткосрочных программ, сообщает Марат Аббясов, коммерческий директор компании.

Эксперты отмечают, что одной из основных статей расходов МФО сегодня стало продвижение. По отчетам десятков компаний уже за первый квартал затраты на маркетинг выросли до 1,4 млрд рублей. По сравнению с 2021 годом показатель увеличился в 1,6 раза.

Представители финансовой экосистемы «Юником24» отмечают, что сегодня МФО оказались в сложной ситуации. Им нужны качественные заемщики, чтобы поддерживать рентабельность бизнеса. Однако ограниченный бюджет вынуждает компании экономить и работать с более доступными каналами продвижения. Повышаются бюджеты на контекстную рекламу и SEO. Также МФО активно общаются с клиентами по СМС и электронной почте.

Источник: Коммерсантъ