Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Какими способами у россиян похищают деньги с карт

Юрий Муранов
Главный редактор

Когда деньги похищаются с банковской карты и счетов, вернуть их практически невозможно. За первое полугодие текущего года было возвращено только 12% украденных средств. О самых популярных способах мошенничества рассказали журналисты РБК.

Всего за первое полугодие текущего года с карт и счетов россиян похитили 4 миллиарда рублей. Для этого было совершено более 360 тысяч несанкционированных операций. Из этой суммы банки вернули пострадавшим 485 миллионов рублей. Отмечено, что объем похищенных средств ежегодно растет. В текущем году был побит рекорд. Общий объем похищенных средств за первое полугодие на 39% превысил прошлогодние показатели за аналогичный период.

Чтобы получить доступ к деньгам добросовестных граждан, мошенники используют методы социальной инженерии: обман и введение в заблуждение с целью хищения денежных средств. На такие преступления пришлось 83,8% от общего числа атак.

Традиционно мошенники звонят клиентам банков. Представившись сотрудниками службы безопасности банка, они утверждают, что по карте была совершена подозрительная операция и предлагают спасти средства. Для этого нужно перевести их на определенный счет. Как только доверчивый гражданин это делает, он остается без денег.

Преступники действуют убедительно. Они располагают контактной и персональной информацией о клиентах. Получить ее можно из слитых баз данных в даркнете, где они находятся в свободном доступе или предлагаются к продаже. Для убедительности злоумышленники звонят с подменных банковских номеров.

Мошенников интересуют платежные данные карт. Гражданин обычно сам предоставляет эту информацию по телефону, как и данные для входа в личный кабинет. Иногда мошенники в процессе звонка просят установить на телефон специальное приложение, которое якобы будет защищать личные данные пользователя. Обычно это программа удаленного доступа, которая позволяет посетить личный кабинет онлайн-банка жертвы и перевести оттуда деньги на нужный банковский счет.

Программы удаленного доступа позволяют похитить все деньги со счета, оформить кредит, а затем вывести заемные средства. В некоторых случаях преступники могут просить своих жертв снять деньги в банкомате и положить их на специальный счет. Мошенники могут даже заказать такси для доверчивых граждан, чтобы те как можно быстрее оказались у банкомата.

Есть и более сложные схемы. Звонят не только от лица банковских работников, но и как представители правоохранительных органов. Спектакль разыгрывается, чтобы человек поверил, что дело серьезное. Так люди и переводят огромные суммы на счета злоумышленников. Часто злоумышленники звонят от имени бюро кредитных историй и сообщают, что обнаружили попытки оформления кредитов с использованием данных паспорта жертвы.

Преступники могут перевыпускать сим-карты, воспользовавшись ошибкой или недобросовестностью сотрудников салона связи. Для этого достаточно знать фамилию, имя и отчество потенциальной жертвы, а также ее номер телефона. Заказать перевыпуск сим-карты можно при помощи поддельной копии паспорта или доверенности. Как только сим-карта получена, ее можно привязать к мобильному банкингу. Для этого нужны одноразовые пароли, а их можно получить по телефону у потенциальной жертвы.

Во время пандемии и перехода большинства видов деятельности в онлайн-формат активизировалась киберпреступность. За первое полугодие 2020 года мошенники смогли похитить через интернет более 2 миллиардов рублей.

Деньги похищают при помощи рассылки поддельных писем от магазинов, сообщающих о скидках на различные товары. Для того чтобы получить платежные данные карт, преступники создают копии сайтов известных брендов. Люди сами вводят их на фишинговых сайтах. Устройства пользователей заражают вирусом, который позволяет получить нужные сведения.

Нередко россиянам предлагают крупные суммы выигрыша или выплаты, но до этого просят заплатить небольшую комиссию. Чаще всего в текущем году рассылали сообщения на тему социальных выплат. В частности, они были связаны с коронавирусной инфекцией. При этом преступники не завышают размер фейковых выплат. Все выглядит вполне правдоподобно. Когда человек проходит все этапы опроса или отвечает на все вопросы анкеты, он не получает деньги. Зато средства с его счета отправляются злоумышленникам.

Чтобы не стать жертвой мошенников, не следует продолжать разговор, если собеседник, представившийся сотрудником банка, просит предоставить персональную информацию или совершить какие-либо действия. Нужно сбросить вызов и позвонить в свой банк по телефону, указанному на банковской карте или на официальном сайте учреждения. Банки не звонят, чтобы выяснить личные данные или номер карты. Им не нужны коды из СМС для отмены или подтверждения транзакции. Сотрудники финансовых учреждений не призывают перевести деньги для их сохранности на специальные счета или установить какие-либо программы на телефон.

Интернет-пользователям рекомендуется устанавливать антивирусные программы, своевременно обновлять программное обеспечение и не переходить по подозрительным ссылкам. Если средства были отправлены мошенникам, об этом лучше в течение суток после совершения перевода сообщить банку. Также нужно обратиться в полицию с заявлением о совершении преступления.

Вернуть деньги, которые были похищены при помощи социальной инженерии, практически невозможно. Человек добровольно подтверждал операции на своем счету, так что банк может отказать в возврате средств.