Российский бизнес планирует не только сокращения, но и наем новых сотрудников
Исследование Аналитического центра НАФИ показало, какие профессии останутся востребованными в России. Отечественный бизнес в течение ближайших 6 месяцев будет не только активно сокращать персонал, но и набирать новых специалистов.
Ряд профессий сохранит востребованность в течение полугода. К ним относятся представители производства, маркетологи, специалисты транспортной логистики и прочие. Эффективным и популярным методом снижения издержек компаний в сложные времена является оптимизация зарплатного фонда, в том числе за счет сокращения штата.
Национальное Рейтингового Агентство (НРА) провело совместное исследование с Аналитическим центром НАФИ и выявило, что самый высокий риск потери работы отмечается среди дизайнеров, менеджеров и работников административно-хозяйственной сферы. В свете последних событий в России стремительно меняется социально-экономическая конъюнктура. Постоянный мониторинг позволяет следить за ситуацией. Для получения данных использовалась В2В-панель «Голос бизнеса».
Большинство отечественных предприятий уже составили четкий план действий по оптимизации персонала или приняли меры по реализации. Однако в ближайшее время процедура продолжится. При этом планируется не только сокращать сотрудников, но и принимать новых.
В отдельных сферах ожидается более стабильная ситуация с кадрами. К ним относятся:
- Финансы, бухгалтерия. В данных сферах почти 70% компаний не планируют сокращение или пополнение штата в ближайшие 6 месяцев
- Юриспруденция. 61% опрошенных представителей отрасли сообщили, что не планируют сокращение специалистов или набор сотрудников
- АХЧ. В данном блоке более 65% организаций не собираются набирать персонал или сокращать его численность
Самому высокому риску потери работы сегодня подвержены менеджеры-продажники. Более 15% предприятий, участвующих в исследовании, сообщают о запланированных сокращениях в данном сегменте. Также перестройки коснутся сотрудников отдела административно-хозяйственного обеспечения (курьеров, секретарей и прочих). Сокращение представителей сферы планируют 15% предприятий. Также с риском потери работы столкнулись многие отечественные дизайнеры и HR-специалисты. В данном сегменте сокращения планируют по 13% опрошенных компаний соответственно.
Однако есть профессии, которые, наоборот, становятся все более востребованными. Представители российского бизнеса предрекают увеличение спрос на них. В число востребованных специальностей вошли:
- Аналитики, маркетологи, продуктологи и прочие представители маркетинговых профессий. Пополнить их численность в своих компаниях собираются более 15% опрошенных
- IT-кадры. Расширить отдел информационных технологий собираются 14% бизнесменов, участвовавших в исследовании
- Технологи, рабочие, инженеры. Острую нужду в представителях производственного блока испытывают 18% респондентов
- Специалисты по транспортной логистике. Представителей сферы планируют привлекать в свои ряды 12% предприятий, участников опроса
Серьезные сокращения запланированы в строительной индустрии. Здесь предполагаются пересмотр численности штата маркетологов более чем на 20%, а также финансистов и бухгалтеров на 24%.
Обрабатывающая промышленность, наоборот, планирует пополнение штата. Более 40% респондентов сообщили о необходимости увеличения квалифицированных специалистов на производство. Также в отрасли будет увеличиваться количество сотрудников отдела логистики.
Торговые предприятия планируют увеличить количество маркетологов почти на 25%. Также здесь будут принимать на работу представителей административно-хозяйственного блока (более 10%).
В сфере информационных технологий и телекоммуникаций планируются существенные кадровые перестройки. Здесь сокращения коснутся юристов (более 25%), специалистов АХЧ (более 30%), финансистов и маркетологов (почти по 30%). Также запланировано пополнение штата дизайнерами (32% опрошенных). О необходимости набора IT-специалистов сообщает почти половина участников исследования.
Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ, отмечает, что одним из самых ценных активов бизнеса является человеческий капитал. В кризисные времена часто страдает фонд оплаты труда на фоне перестроек и оптимизаций. Проведенное исследование показало, что массовые сокращения в российском бизнесе, которые начались в марте, приостановлены. В ближайшее время подобные мероприятия в больших масштабах не планируются. Однако бизнес готов к новым рискам и шокам. Изменение социально-экономической конъюктуры привело к повышению спроса на представителей сфер информационных технологий и логистики. Приоритетными задачами российских предпринимателей сегодня являются: защита данных, построение надежных логистических цепочек. Без привлечения высококвалифицированных специалистов решить их будет сложно.
Алина Розенцвет, гендиректор НРА, отметила, что планы отечественных предприятий насчет персонала находятся в ожидаемом русле. Экономика страны трансформируется, появляются новые потребности. Бизнес вынужден развивать собственные производства и сервисы, активно работать над импортозамещением. Также страна нуждается в бесперебойном функционировании IT-инфраструктуры. С поставщиками из-за рубежа возникли сложности. На фоне этого компаниям требуются новые ресурсы. Также отечественным предприятиям предстоит усиленная работа для замены ушедших иностранных брендов на рынке. Появление новых марок одежды и прочего требует маркетинговой аналитики и бренд-менеджмента. Сегодняшняя относительная стабильность кадровой политики российских предприятий говорит о возможности восстановления бизнеса в среднесрочной перспективе. Процессы оптимизации персонала могут активизировать развитие фриланса и аутсорсинга в стране.
Источник: НАФИ