Выросло количество онлайн-платежей за покупку одежды
МТС провел исследование, в котором изучил изменения в предпочтениях россиян при онлайн-покупках в октябре 2020 года. Данные сравнили с показателями того же периода прошлого года, чтобы понять, как на процесс повлияли ограничительные меры из-за коронавируса. Результаты анализа показали, что абсолютным лидером по росту количества платежей стали магазины одежды. В них количество онлайн-покупок выросло в 8,6 раз. Примерно в 3 раза выросла онлайн-оплата страховых и курьерских услуг, а также спортивных товаров. При этом средний чек покупки значительно снизился во всех перечисленных категориях.
2020 год внес серьезные изменения как в работу бизнеса, так и в потребительские привычки россиян. Еще в первую волну коронавируса большинство малых и крупных предприятий переориентировали основные каналы продаж. В связи с этим количество онлайн-платежей стало гораздо больше в категориях, где раньше преобладали продажи офлайн. В свою очередь вторая волна пандемии в октябре и ограничительные меры, связанные с ней, способствовали тому, что потребители снова вернулись в интернет за покупками.
Самый высокий рост продаж в онлайн отмечен в магазинах одежды и аксессуаров. В октябре этого года количество транзакций в этой категории выросло в 8,6 раз по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом средний чек снизился почти в 3 раза, до 2089 рублей.
Первый скачок роста онлайн-продаж одежды был зафиксирован в марте и апреле этого года, когда была введена самоизоляция. Так как все офлайн магазины были закрыты, потребителям пришлось перейти на покупки онлайн. Сегодняшний же рост объясняется тем, что покупатели оценили преимущество онлайн-покупок. Тем более, что большая часть интернет-магазинов ввела бесплатную доставку и примерку, а также возврат вещей, которые покупателю не подошли. В свою очередь, крупные сети магазинов при покупках через интернет стали предлагать дополнительные скидки.
Второе место по росту продаж в онлайн-сегменте заняли спортивные товары. В первой половине октября отмечен рост в 3,8 раза относительно того же периода прошлого года. При этом средний чек покупки стал ниже почти на 30% и составил 2707 рублей. Третье место заняла категория страховых услуг. Здесь рост составил в 3,3 раза, а средний чек упал почти на 50%, до 926 рублей.
То, что средний чек практически по всем категориям снизился, а продажи наоборот показали рост, говорит о том, что россияне стали покупать в интернете чаще, но экономнее. Только 2 категории, помимо роста продаж, показали и значительный рост среднего чека — товары для дома (+18%) и покупки в супермаркетах (+54%).
При этом в категориях, которые изначально ориентировались на онлайн-продажи, изменения незначительные. Например, количество операций в категории телекоммуникационных услуг выросло всего на 1%. А продажи игр и приложений для смартфонов, компьютеров и игровых консолей стали ниже на 7,5%. В свою очередь досуговые категории показали значительный рост продаж: 73% сфера онлайн-знакомств и 81% онлайн-кинотеатры. Это можно объяснить тем, что сейчас ограничено реальное общение.
Методы проведения исследования
Анализ проводился на изучении обезличенных данных банковских карт клиентов МТС Банка по всем регионам России. В расчет брали платежные операции октября 2019 и 2020 годов по соответствующим МСС-кодам.