Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Идентификация клиента в банке: виды и способы

В 2001 году в России приняли закон №115-ФЗ, согласно которому все финансовые учреждения перед обслуживанием клиента обязаны его идентифицировать. Что такое идентификация, как ее проводят и может ли гражданин отказаться от процедуры? Ответим на вопросы в статье.

Данил Шкробов
Эксперт ВсеЗаймыОнлайн по банковским продуктам

Что такое идентификация

С помощью идентификации банк распознает личность клиента и запоминает его. Процедуру проводят, когда человек обращается в кредитную компанию, чтобы взять ссуду, открыть депозит, обналичить крупную сумму или обменять валюту. Это нужно для защиты денег гражданина. Никто из посторонних не сможет прийти в финансовое учреждение и под видом вкладчика забрать чужие средства или оформить кредит на его имя. 

Раньше в банках для идентификации личности просили предъявить паспорт и оставить образец подписи. Это можно было подделать. Сейчас технологии изменились, и вероятность ошибки практически сведена к нулю. 

Что сегодня используют банки для идентификации клиентов:

  • Логин и пароль
  • Отпечатки пальцев
  • Запись звука голоса
  • Сканирование сетчатки глаза
  • Распознавание лица камерой

В каких случаях идентификация не нужна:

  • Перевод денег без открытия счета на сумму не более 15 тыс. рублей
  • Приобретение ювелирных украшений и драгметаллов стоимостью до 40 тыс. рублей
  • Обмен или покупка валюты на сумму до 40 тыс. рублей

Однако у сотрудника банка все равно есть право запросить данные для идентификации, если в отношении транзакции возникнут подозрения.

Как проводят идентификацию в банках

Когда для идентификации используют логин и пароль, клиент может придумать их в любом месте и просто ввести данные при регистрации личного кабинета онлайн. Впоследствии, чтобы войти в мобильное банковское приложение, гражданин должен будет указать секретную комбинацию. Для дополнительной защиты банки присылают SMS с кодом — такое подтверждение называют двухфакторной аутентификацией.

В случае с биометрией гражданину необходимо пойти в отделение банка лично. Сотрудники снимут отпечатки пальцев, сфотографируют лицо или запишут звук голоса — в зависимости от того, какой способ выбран.

Большинство финансовых учреждений в России используют для распознавания 2 параметра: изображение лица и запись голоса. Но технологию продолжают активно развивать. Так, в Ак Барс Банке уже внедрена система установления личности по рисунку вен на ладони.

Безопасно ли сдавать биометрию в банке и можно ли отказаться от процедуры

По закону финансовые учреждения и государственные органы обязаны обеспечивать максимальную защиту полученных биометрических данных. Для этого используют защищенные каналы связи и современные средства шифрования. Систему безопасности постоянно продолжают совершенствовать.

С возрастом биометрические параметры человека меняются, поэтому данные рекомендовано обновлять каждые несколько лет. Не хотите проходить процедуру? Банк не вправе обязать клиента сдавать отпечатки пальцев или сканировать сетчатку глаза. Более того, 30 января 2021 года в закон 115-ФЗ внесли поправки, согласно которым кредитная компания должна объяснять причину отказа в проведении той или иной операции. Значит, если вас не обслужат из-за нежелания проходить биометрическую идентификацию, вы об этом узнаете и сможете направить жалобу в ЦБ РФ.