Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Договор эквайринга

Договор эквайринга — договор заключаемый с банком на эквайринговое обслуживание торговой точки, для оказания клиентам услуги безналичного расчета.

Заключение договора на эквайринг

Оплата товара банковскими картами делает нашу жизнь удобнее. Покупателю не нужно тратить время на обналичивание средств, а у вас, как предпринимателя, отсутствует риск получения фальшивых купюр.

Для оказания услуги эквайринга на торговой точке вам необходимо заключить договор с банком на обслуживание. Какой банк выбрать?

При изучении договора уделите внимание следующим моментам:

Ниже приведена тройка самых популярных банков, предоставляемых услугу эквайринга:

Процентная ставка различна у всех банков-эквайеров, но в среднем — 1,9% от выручки, прошедшей через терминал. Ставка зависит от количества ваших магазинов и торгового оборота в них (чем большая сумма проходит через терминалы, тем меньший процент за свои услуги с вас возьмёт банк)

Договор эквайринга со Сбербанком

На официальном сайте Сбербанка можно ознакомиться с образцом заявления и договором-офертой на услуги эквайринга. Детали договора можно изучить заранее, чтобы подготовиться к началу сотрудничества с банком.

Если банк вносит нововведения в договор-оферту, вам не придется подписывать его заново. Это дает возможность без «лишних бумаг» и задержек пользоваться обновленной формой финансового обслуживания.

Таким образом, вы заполняете заявку на обслуживание банковских карт и подписываете договор эквайринга. В свою очередь, Сбербанк устанавливает оборудование для приема карт и обучает ваш персонал приему банковских карт через терминал. Все нюансы сотрудничества прописаны в документе.

Давайте рассмотрим пункты договора более детально:

  1. Вначале находятся термины, применяемые при работе с банковскими картами (эквайрингом)
  2. Общие положения
  3. Предмет договора
  4. Права и обязанности банка

В разделах также перечислены обязательства банка перед вами, как клиентом:

Из договора можно узнать и права банка в процессе сотрудничества:

Теперь ознакомимся с разделом «Права и обязанности предприятия», согласно которому вы должны:

Вы вправе:

Далее следуют условия оплаты услуг банка и общепринятые разделы: форс-мажор, ответственность сторон, срок действия и прочие условия.

Самым важным, с практической точки зрения, являются приложения. Здесь дается исчерпывающая инструкция по применению терминалов, перечислены виды обслуживаемых платежных систем, телефоны горячей линии, службы поддержки и вашего подразделения банка. Из приложения можно узнать об условиях использования карт, алгоритме самой операции оплаты и возможных ошибках, а также о закрытии смены и правилах хранения чеков.

Договор эквайринга и 223-ФЗ

При заключении договора эквайринга с банком вы осуществляете закупку и выступаете в роли заказчика. На территории нашей страны закупочная деятельность регулируется в рамках законов 44-ФЗ и 223-ФЗ. Попробуем разобраться в основных моментах (на кого распространяется действие законов и какие виды закупок возможно использовать для заключения договора):

  По закону 44-ФЗ По закону 223-ФЗ
Кто является заказчиком
  • государственные, муниципальные бюджетные учреждения
  • унитарные предприятия
  • предприятия, имеющие в уставном капитале долю государственных вложений более 50%
  • дочерние предприятия с государственным участием в уставном капитале выше 50%
  • монополии (напр.:РЖД)
  • унитарные предприятия
Вид закупок
  • конкурсы
  • электронный аукцион
  • запрос предложений
  • запрос котировок
  • закупка у единственного поставщика
  • проведение закрытых закупок
  • конкурсы
  • электронный аукцион

Однако, если организация создана за рубежом (даже если это филиал российского предприятия), то нормы 223-ФЗ на неё не распространяются. Ведь это будет заключение договора с иностранной организацией, а она, по сути, заказчиком не является.

Схема расчетов по договору эквайринга

Разберём, как грамотно оформить операции оплаты пластиковой картой с помощью торгового эквайринга. Последовательность действий будет следующей:

Рассмотрим процесс с точки зрения бухгалтерии предприятия, пользующегося эквайрингом:

Дебет Кредит Операция
57 90 Получена выручка от реализации с оплатой по картам
90 41 Списание себестоимости проданных товаров
91 57 Комиссия удержана банком согласно тарифу
51 57 Зачислена сумма выручки на банковский счет предприятия

Если учёт ведётся в разрезе отдельных покупателей (для розницы это неактуально), то проводки выглядят иначе:

Дебет Кредит Операция
62 90 Получена выручка от реализации с оплатой по картам
57 62 Оплата от покупателя

Однако, происходят не только покупки, но и возврат товара. В этом случае на основании чека, банковской карты и паспорта покупателя ваш продавец обязан сделать возврат (при соблюдении прочих условий возврата). И оформить эту операцию актом КМ-3. На практике, чтобы не потерять клиентов и не уронить имидж своего предприятия, магазин (с разрешения руководителя) возвращает сумму покупателю наличными.

При этом всегда нужно понимать, что ваша выручка за день никогда не будет равна сумме 50-го и 51-го счетов.

  1. Вы уплачиваете комиссию банку за услуги эквайринга
  2. Деньги, снятые с карты покупателя, будут зачислены вам на банковский счет на второй день, а в праздники и выходные — только на следующий рабочий день

Поэтому на любую отчетную дату у вас будет сальдо (остаток) на счёте 57 «деньги в пути».

Претензия по договору эквайринга

В процессе работы у одной из сторон могут возникать претензии. Методы их разрешения всегда прописываются в договоре эквайринга. По правилам Сбербанка претензии рассматриваются в течение десяти дней.

Банк в обязательном порядке должен дать вам письменный ответ. В том случае, если стороны не нашли общего решения, споры рассматриваются уже в арбитражном суде. Если у одной из сторон возникло решение просто расторгнуть договор, это возможно сделать, уведомив письменно другую за 30 дней до срока расторжения.