Займы
Кредиты
Карты
Ипотека
Вклады
Страхование
Курсы валют
Услуги
Журнал
О нас
Расчетные счета
Кредиты для бизнеса
Эквайринг
Бизнес-карты
Франшизы
Журнал
Все для бизнеса О нас

Формирование миссии для предприятия малого бизнеса

Юрий Муранов
Главный редактор

В соответствии со ст. 50 ГК РФ единственная цель создания и функционирования коммерческого предприятия - получение прибыли. Только для решения этой задачи компания может расходовать свои финансовые ресурсы, заключать контракты и нанимать работников. Если предпринимательская организация захочет за свой счёт решить какую-нибудь социальную проблему, налоговая служба позволит потратить на эти цели только прибыль, оставшуюся после налогообложения.

Но с другой стороны, сегодня презентация практически каждого стартапа или бизнес-идеи начинается с оглашения миссии будущего предприятия и иллюстрации той проблемы, которую новый проект намерен решить (полезно рассмотреть стартап проекты, идеи). Как совместить необходимость зарабатывать с потребностью рынка в социально-значимой продукции?

Миссия в предпринимательстве: определение и значение

Российский бизнес только недавно начал специально формулировать миссию предприятия, и на этот шаг его натолкнул позитивный опыт японских компаний. В середине двадцатого века японские предприятия стали не просто выстраивать стратегию своего развития, но и подкрепляли планы определённой идеологией. А уже из движущих идей выкристаллизовывалась миссия бизнес-проектов.

И практика показала, что наличие общей концепции — хороший стимул для новых идей и базовая необходимость для выстраивания стратегии бизнеса. Именно поэтому российские компании, находящиеся сегодня на этапе создания либо реструктуризации, работают в первую очередь над формулировкой миссии, которая способна стать мощной движущей силой для будущего проекта.

Хрестоматийного определения, что такое миссия предприятия, нет. Разные экономисты дают свою собственную характеристику. Самое ёмкое и краткое понятие: миссия — смысл существования компании. На первый взгляд, такое определение — смутная малосодержательная декларация, которой очень сложно найти практическое применение. Чтобы миссия действительно дала эффективный толчок развитию предпринимательской идеи, нужно понимать, для кого компания существует, и каковы потребности у этого круга лиц. В развитии коммерческого предприятия заинтересованы:

  • Его хозяева (учредители, акционеры и т. д.)
  • Работники
  • Потребители
  • Общество
  • Государство

Если компания предлагает каждому кругу субъектов решение одной или нескольких проблем, значит, у проекта есть будущее. Если же миссия предприятия решает проблему только одного круга лиц, значит проект недолговечный.

Например, фирма по производству обуви предлагает рынку товар, при продаже которого формируется прибыль (интерес хозяев, государства и потребителей учтён), но при этом администрация платит персоналу низкую зарплату (интерес работников игнорируется, падает качество производства). В результате проект становится убыточным и будет либо закрыт, либо переориентирован.

Как найти свою миссию и включить её в стратегию развития

В основе миссии и целей коммерческого предприятия должны лежать: задача служения обществу, справедливость и честность, коллективный труд на общее благо и постоянное самосовершенствование. Отталкиваясь от этих исходников, и нужно начинать поиск собственной идеологии. В этом контексте следует рассматривать:

  • Возможные пути развития, для продвижения по которым компания будет прикладывать свои основные усилия
  • Пути, которые фирма будет игнорировать, как противоречащие миссии
  • Принципы участия в конкурентной борьбе
  • Кадровую политику
  • Контроль качества
  • Работу с инновациями
  • Охрану окружающей среды

Исследуя каждое стратегически важное направление, предприниматель должен исходить из следующих факторов:

  • История возникновения и развития компании
  • Победы и поражения на рынке
  • История основателей, их имидж и общественное положение
  • Доступные трудовые, финансовые и материальные ресурсы
  • Отношение к природным ресурсам
  • Отличительные особенности на рынке

Обстоятельства, характеризующие проект с сильной стороны, можно сделать основой миссии, а слабые стороны позиционировать, как перспективы. Базовая миссия выглядит примерно так: мы сами становимся лучше и делаем лучше мир вокруг нас.

В видео примеры миссий:

Миссия, как часть хозяйственного процесса

Если миссия формулировалась только для презентации проекта перед инвесторами, то вряд ли она понадобится в повседневной хозяйственной жизни. Но если цели определялись намеренно и были заложены в основу стратегии развития предприятия, то игнорирование этих задач очень быстро закроет путь к запланированным результатам. Для того чтобы не забыть, для чего предприятию нужна миссия, и почему именно она была взята за основу, маркетологи и экономисты предлагают заложить её в слоган (короткий вариант), а также разработать корпоративную этику (расширенный вариант), с которой будет согласовываться каждое решение в компании. Оба варианта можно применять одновременно.

Корпоративная этика разрабатывается в виде отдельного документа, который утверждается учредителями компании и объявляется каждому работнику под роспись. Многие западные фирмы оформляют соглашение о соблюдении корпоративной этики, как часть трудового контракта.

Заключение

Если миссия предприятия отвечает на вопрос: как сделать этот мир лучше, значит, у бизнесмена хороший проект, и он может активно развиваться. Но стараясь сделать жизнь качественнее, не стоит забывать о своих возможностях и о доступных ресурсах. Все составляющие бизнес-начинания должны быть релевантны друг другу и представлять собой цельный процесс, который способен дать конкурентоспособный результат.