ТОП ошибок при открытии бизнеса
Путь предпринимателя полон взлетов и падений. На старте можно легко «наломать дров». Но зачем, если можно учиться на чужих ошибках? Ознакомьтесь с самыми частыми промахами начинающих бизнесменов, если планируете открыть свое дело.
Отсутствие знаний
Успешное ведение бизнеса невозможно без юридического и бухгалтерского сопровождения. Вы должны правильно выбрать систему налогообложения, форму организации (ООО или ИП), понять, требует ли ваша деятельность обязательного лицензирования. Также нужно назначить лицо, которое будет отвечать за ведение бухучета: это можно делать самостоятельно, нанять штатного бухгалтера или воспользоваться услугами на аутсорсинге.
Важно реально оценивать потенциал и сроки развития бизнеса. Чересчур оптимистичные прогнозы обычно приводят к разного рода ошибкам. Как минимум, стоит изучить все действующие федеральные законы и посещать отраслевые мероприятия, чтобы узнать игроков рынка в лицо.
Также необходимо понимать, в каком банке стоит открыть расчетный счет. Предприниматели обязаны уведомлять ФНС об этом в установленные законом сроки. За нарушения могут грозить штрафные санкции со стороны налоговиков.
Невнимательное отношение к финансам
Не стоит «транжирить» собственные и, тем более, заемные средства без четкого понимания целей. Нужно оценивать риски, вкладывать средства с умом и вести учет затрат. Предварительно стоит просчитать инвестиционный бюджет. Не важно, много у вас денег или мало: учитывайте каждый вложенный рубль.
Порой стоит приобрести услугу или товар чуть дешевле. Кроме того, нужно с осторожностью относиться к работе по предоплате. Подрядчики могут начать «кормить завтраками», если дать им деньги вперед. В итоге в бизнесе будут наблюдаться просадки по всему направлению: развитие будет заморожено.
Стремление создать «революционный продукт»
Если думать о том, как стать «первопроходцем», какими были Стив Джобс и Стив Возняк, то можно так и остаться в мире фантазий. Хорошо продаваемый продукт не должен быть революционным. Самое главное — востребованность и емкость рынка.
Многие эксперты рекомендуют начинающим предпринимателям выбирать под реализацию товары долгого хранения (не скоропорт) средней и низкой ценовой категории. Ходовой товар, такой как нижнее белье и косметика, продавать проще, чем грузовую технику. В этом есть доля правды.
Полная самостоятельность
Есть такая поговорка: «Хочешь сделать хорошо — сделай сам». Но в бизнесе она не работает. Ведь невозможно быть экспертом во всех областях. Запомните слово «делегирование» и используйте его.
Соберите команду, перекладывайте малозначительные задачи на третьих лиц, чтобы отдавать свое время и силы стратегическому планированию и решению наиболее важных вопросов. Иногда проще заключить договор подряда, чтобы обойтись без бухгалтера, юриста, маркетолога и прочих специалистов в штате.
Путем делегирования мелких задач вы будете тратить время только на самое важное. У вас должна быть четкая система мотивации (KPI), вы должны осознавать свои приоритеты и установить круг лиц, ответственных за конкретную область. Тогда проблем не возникнет.
Плохая подготовка
Отсутствие четкого плана может привести к срыву сроков. Предприниматель и его команда начинают действовать стихийно. Вы рискуете потратить бюджет на второстепенные нужды, неправильно подсчитать себестоимость товаров и услуг, не учесть фактор конкуренции и так далее. Огромной проблемой может стать непродуманная система логистики.
Роковые ошибки на старте бизнеса в кризис: вкладывать все финансы в один канал трафика, не продумывать систему логистики, не разделять зону ответственности.
Выбор ненадежного партнера
К выбору партнера нужно подходить с особой тщательностью. Важно, чтобы вы дополняли друг друга в компетенциях, имели похожую картину мира и ценности. Но самое главное — у вас с партнером должно быть единое представление о бизнесе, который вы вместе строите.
Преимуществ у взаимовыгодного сотрудничества масса. Вы сможете объединить силы и инвестиции, а также разделить риски. Вы получите высокопродуктивного сотрудника: никто не будет трудиться усердней, чем владелец бизнеса. Но нужно учесть и некоторые «подводные камни», о которых стоит договариваться «на берегу».
Все договоренности необходимо фиксировать письменно. Без соглашения на бумаге велик риск того, что достигнутые с партнерами договоренности останутся «пустыми словами» или будут неправильно интерпретированы участниками сделки. Тщательно проговаривайте и заверяйте договор с обеих сторон.
Боязнь неправильного выбора партнера может привести к еще большей ошибке — отказу от партнерства, даже если оно сулит реальные выгоды. Найти своего человека действительно непросто. Часто люди делают ставку на знакомых, которым доверяют. Ценные качества партнера — наличие полезных знаний и навыков, умение учиться новому и идти на компромисс.
Работа по сомнительной франшизе
Не стоит приобретать бизнес «по объявлению» без детальной проверки продавца. Сегодня в сети можно найти множество франчайзинговых проектов, но лишь малая доля из них не является скамом. Всегда проверяйте информацию и цифры, которую вам предоставляет франчайзер. Обращайте внимание на 7 факторов:
- Бизнес-идею
- Ваш ежедневный функционал
- Юридическую чистоту франчайзера
- Бизнес-модель и бизнес-план
- Общение с владельцем и действующими франчайзинговыми партнерами
- Договор — какие штрафы и условия выхода из бизнеса в нем указаны
- Наличие практического опыта внедрения проекта
Рекрутинг на скорую руку
У многих предпринимателей из России наблюдается крайность, связанная с персоналом. Все стараются сэкономить на услугах специалистов. Ведь на рынке можно найти более дешевые офферы. Для начинающих предпринимателей, стесненных в финансах, большим искушением является возможность нанять «кого попало, лишь бы работал» и перепоручить важную задачу «дешевому» специалисту.
Рекрутинг на скорую руку проигрывает в случае, если ваша задача создать не «фирму-однодневку», а построить бизнес, который будет приносить доход и успешно работать на рынке долгие годы. Нужно помнить, что сотрудники — это самое ценное, что есть у предпринимателей. Контрагенты оценивают вашу компанию по тому, кто в ней работает. Чем больше внимания вы уделите кадровому вопросу, тем больше вероятность успеха всего дела.
В период запуска необходимо четко распределить обязанности между сотрудниками, чтобы не было размытия ответственности. Команду стоит поделить на отделы, назначить ответственных лиц за результаты в разных областях. Планируйте, ставьте KPI, распределяйте бюджеты и налаживайте коммуникации между профильными службами и отделами.
Скромные цели
Еще одна ошибка — ставить себе минимальные цели. Например, продавать товары малыми партиями, не участвовать в тендерах и госзакупках. Многие предприниматели верят, что для начала должны заработать себе репутацию и доверие, совершая простые продажи. Это действительно проще и на первый взгляд разумно.
У каждого бизнесмена есть тот самый «прорывной» проект, который принес наибольшую прибыль, опыт и авторитет. После его успешного завершения вам скорее всего предложат еще много интересной работы и гораздо большего масштаба. Ведь у вас будет крутой кейс.
Чтобы перестать бояться выполнять крупные заказы:
- Определите, в чем вы имеете максимальный опыт и компетенции — за какую работу вы сможете взяться с максимальной отдачей и уверенностью
- Оцените трудозатраты и риски проекта — чтобы заложить первый кирпичик в фундамент под названием «авторитет и доверие».
- Давайте клиенту больше, чем обещали — все ради формирования реноме. Выгода исполнителя — крупные проекты и выгодные заказы не сейчас, а завтра
Рекомендации предпринимателям перед стартом
- В первую очередь попробуйте выбрать узкую нишу, постепенно расширяйтесь. Протестируйте выбранную сферу и поймите, что необходимо вашей целевой аудитории.
- Если вы планируете совместный бизнес со своим партнером, убедитесь, что у вас одинаковые взгляды. Сотрудничайте с людьми, чьи компетенции дополняют ваши.
- Перед тем, как приобрести готовую франшизу, обязательно проверьте чистоту сделки. Не покупайте «кота в мешке»: запрашивайте максимальное количество информации до закрытия сделки.
- Критическая ошибка начинающего предпринимателя — занять деньги в банке, а потом бездумно потратить полученные средства. Тщательно просчитывайте каждую трату, ищите выгодные варианты, снижайте затраты на закуп расходных материалов и второстепенные услуги. Экономьте с умом, не допуская крайностей.
- Если вы нанимаете сторонних сотрудников, всегда обговаривайте результаты, которые вы хотите получить, фиксируйте договоренности на бумаге и старайтесь договориться о постоплате по факту приема выполненной работы.
- Не бойтесь работать с крупными клиентами. Принимайте участие в проектах в сферах, где у вас есть определенные компетенции и опыт.