Число жалоб в ЦБ РФ значительно возросло в 2022 году
За 2022 год Центробанк получил 368 000 жалоб от инвесторов и потребителей финуслуг. Причем 72% всех обращений пришлось на первое полугодие. Рост недовольства граждан связан, в первую очередь, с санкционными ограничениями.
Чаще всего «санкционные» жалобы касались кредитных организаций: количество обращений составило 27,6 тыс. Клиенты испытывали трудности со снятием наличных и переводами в валюте, оформлением реструктуризации и кредитных каникул.
Банк России запретил банкам навязывать платные услуги. Такая мера привела к сокращению количества жалоб по потребительским кредитам и ипотеке на 20,6% и 10,7% соответственно.
Весной 2022 года увеличилось количество жалоб, связанных с ремонтом в рамках ОСАГО. Главная проблема — отсутствие запчастей. Из-за сбоев в поставках комплектующих, санкций зарубежных производителей сроки ремонта увеличились. Летом число обращений по этому вопросу вернулось к показателям 2021 года. В целом количество жалоб по поводу проблем с урегулированием убытков по ОСАГО, уменьшилось на 2,3%.
Количество жалоб на МФО сократилось на 5,6%, до 47 тыс. Клиенты реже сообщали о неправомерных действиях по взысканию просроченной задолженности (снижение составило 30,6%). При этом активизировались мошенники. В частности, на 38,6% увеличилось количество займов, оформленных на чужое имя. В связи с этим регулятор ввел новый порядок проверки личности клиентов при подаче заявок на онлайн-займы. Кроме того, Центробанк предложил ввести самозапрет на выдачу кредитов для защиты граждан от мошенников.
Отмечается значительный рост жалоб на субъекты рынка ценных бумаг. Пик недовольства пришелся на апрель 2022 года. Граждане выводили свои накопления с индивидуальных инвестиционных (ИИС) и брокерских счетов подсанкционных организаций. В тот же период были заблокированы иностранные ценные бумаги.
В 2022 году был принят закон о сохранении льгот у инвесторов, которые открыли новые ИИС с нарушением срока закрытия старых. Игроки рынка решают вопрос разблокировки активов совместно с учетными институтами Европы.
Количество жалоб по мисселингу увеличилось на 40%, до 5,8 тыс. Динамика связана с недобросовестными продажами паев в ПИФах, услуг доверительных управляющих, полисов накопительного страхования жизни. Для борьбы с мисселингом регулятор ввел новые правила информирования клиентов о рисках инвестиций, определил порядок возврата денежных средств при неоднократных нарушениях со стороны участников финансового рынка.
Источник: ЦБ РФ